«Система управления рисками подменяет собой законодательство», − такой вердикт вынес Андрей Кириенков, председатель комитетов ВЭД Итало-Российской и Финско-Российской торговых палат, генеральный директор «Кастомс Рус», выступая на конференции «ВЭД и таможня 2017: Оптимизация таможенной деятельности компании» 19 апреля в Москве.
«ТК ЕАЭС: новый поезд, а не свет в конце тоннеля»
− Здесь много говорили о новом таможенном кодексе ЕАЭС – будто это свет в конце тоннеля. Мне же кажется, что это приближающийся поезд. Вряд ли из всех здесь присутствующих, если опустить юристов, кто-то кодекс вообще прочитал. Там больше тысячи страниц. Три года заняла работа над Кодексом, и пошел четвертый: мы сейчас ещё получаем обсуждение двухсот приказов дополнительно. Казахстан прямо говорит: «Кодекс вы примете, но мы будем жить в своем законодательстве, нормах технического регулирования и прочем», − после ряда позитивных выступлений предыдущих спикеров внес ложку дегтя Андрей Кириенков.
− Все кормятся за счет участников ВЭД: юристы, консалтеры, та же таможня, банки. Это двигатель, который тянет экономику с одним процентом. Вы сидите в лодке, а за вами такая баржа, где чиновники, чиновники… Порядка 40 министерств регулируют ВЭД в России. И спасибо ФТС и ЕЭК за то, что они нам придумывают приключения.
«2016 год – новый этап в жизни ВЭД в России»
− Все помнят прошлый год. 2016 год − это новый этап в жизни ВЭДа в России. Всё, что было накоплено за 24 года работы с таможней, рухнуло в одночасье в феврале (в феврале вышел приказ №280, фактически запретивший ввоз товаров по цене ниже той, что указана в профилях риска таможни – прим. ред.). Появились места доставки по цветам, по химической продукции, чуть раньше осенью появилась проблема с Турцией. Все таможенные органы плюнули на соблюдение законов о согласовании ОРВ, общение с бизнесом; всё загнали в определенные таможенные органы. После апреля началась живая дискуссия. В июне прошлого года была встреча ФТС и Общественного совета по проблематике 280-го приказа, приказа 1919. В итоге только в декабре 2016 года химический приказ отменен частично. На том совещании нам не удалось добиться пересмотра приказа. Малинин, первый замглавы ФТС на тот момент, поручил собрать рабочую группу и рассмотреть вопрос по документам, предоставляемым для подтверждения таможенной стоимости. Рабочая группа до сих пор не создана.
За последние три года мы получили массу проблем – курсы валют, книжки МДП, историю с которыми все проглотили, конфликт с Украиной – всем барьеры поставили, ввоз товаров с Украины на контроль выставили, полгода так поработали, опять отменили. Таможня нас держит в тонусе.
«Свежее от таможни: отказ в принятии сертификатов ЕАЭС»
− Все знают проблему сертификатов, свеженькое от таможни – весна началась, нужно было что-то придумать. Запретили ввозить товары с сертификатами соответствия, выданными странами ЕАЭС. Я не видел такого эмоционального выступления, какое было у компании Samsung на последнем экспертно-консультационном совете при ФТС.
Я думаю, компания, отдающая 5 млрд рублей в месяц на таможенные платежи, заслуживает немного другого отношения, более человеческого.
Можно ведь собрать бизнес, объявить: «Ребята, вы помните, что через месяц у вас меняется то-то и то-то?». А они как партизаны: чем тише, тем лучше – что с цветами, что с химией. И все приказы выпускаются так, что «с сегодняшнего числа работаем». Неважно, что там машины, не машины, уже в пути или уже стоят.
«Автовыпуск не будет работать при импорте»
− Сегодня говорили, что у нас успешно реализуется механизм авторегистрации и автовыпуска товаров. Но это работает только на экспорт, причем по товарам, к которым не применяется система управления рисков и на которые нет пошлин. На импорте это однозначно не будет работать: товаров, на которые распространяется СУР, 90%.
У нас сегодня система управления рисками подменяет законодательство.
Если говорить о механизме, он рабочий. Но из минусов – отсутствует информационный обмен между таможней и декларантом в части того, какой вид декларирования проходит. То есть мы не видим, что декларация автоматически регистрируется, автоматически выпускается. И мы наблюдаем случаи, когда СВХ просят денег за эфемерные услуги поэтому.
«Нам не нужен новый закон, нам нужно, чтобы таможня соблюдала существующий»
− Господин Сурвилло (Виталий Сурвилло, вице-президент, председатель комитета по таможенному регулированию «Деловой России» − прим. ред.) говорил сегодня о положительном опыте общения с таможенными органами. Я расскажу, что происходит в реальной жизни, хоть меня и просили не говорить плохое. Во-первых, у государства нет стратегии развития ВЭДа в России. Нет видения, куда движемся. Мы тянем эту баржу, и мы решаем, куда она приплывет – получится или не получится с ВЭД.
ФТС объяснила ситуацию с сертификатами соответствия стран ЕАЭСВо-вторых, таможенные органы не исполняют функции государственного контроля. Нам не нужен новый закон, у нас есть хороший действующий, но таможня его не соблюдает под любыми предлогами, под системой управления рисками. Допустим, машина проходит границу, функция государственного контроля бесплатная. Все, кто с импортом работает, знают, что, чтобы оформиться на внутреннем таможенном посту, приходится заключать договор с СВХ. За шлагбаум вы платите деньги, хотя по закону это не нужно. Но без этого вы ничего не сделаете, таможенные органы вынудят вас заключить этот договор. При этом договор с СВХ нужен только через два дня после заезда машины.
У нас теперь нет возможности доказать таможенную стоимость на моменте выпуска. Если товар приходил неоднократно, каждый раз, каждый месяц, у нас все равно будут запрашиваться одни и те же документы, проводиться таможенные проверки. У нас нет возможности на каком-то этапе снизить риски.
Сейчас пошла тенденция с Центрами электронного декларирования. В ФТС говорят, что сделали ЦЭДы, чтобы участникам ВЭД не приходилось коммуницировать с инспектором. Но я скажу так: если я инспектору не буду звонить, я буду месяц оформляться.
Не делаются информационные технологии, чтобы просто дать лозунг. Они делаются для того, чтобы упростить работу.
На сегодня таможенные органы действуют вопреки здравому смыслу. Если нормальный человек старается сделать технологию так, чтобы меньше работать, то наша таможня делает технологию так, чтобы работы стало больше: у нас, у них.
«Не будет ВЭД – не будет таможни»
Но закончим на позитивном. Мы с вами план по сборам выполняем. В этом квартале превышаем его на 23%, потому что пошёл в рост импорт из-за стабильности курса валют. Увеличился товаропоток в Россию. И таможня отмечает, что рост экспорта несырьевых товаров в Китай вырос в этом квартале на 40%. В основном это продукты питания и товары народного потребления.
Все-таки невозможное возможно, и, я надеюсь, мы донесем до таможни, что с бизнесом надо считаться. Не будет нас − не будет их.
«Система управления рисками подменяет собой законодательство», − такой вердикт вынес Андрей Кириенков, председатель комитетов ВЭД Итало-Российской и Финско-Российской торговых палат, генеральный директор «Кастомс Рус», выступая на конференции «ВЭД и таможня 2017: Оптимизация таможенной деятельности компании» 19 апреля в Москве.
«ТК ЕАЭС: новый поезд, а не свет в конце тоннеля»
− Здесь много говорили о новом таможенном кодексе ЕАЭС – будто это свет в конце тоннеля. Мне же кажется, что это приближающийся поезд. Вряд ли из всех здесь присутствующих, если опустить юристов, кто-то кодекс вообще прочитал. Там больше тысячи страниц. Три года заняла работа над Кодексом, и пошел четвертый: мы сейчас ещё получаем обсуждение двухсот приказов дополнительно. Казахстан прямо говорит: «Кодекс вы примете, но мы будем жить в своем законодательстве, нормах технического регулирования и прочем», − после ряда позитивных выступлений предыдущих спикеров внес ложку дегтя Андрей Кириенков.
− Все кормятся за счет участников ВЭД: юристы, консалтеры, та же таможня, банки. Это двигатель, который тянет экономику с одним процентом. Вы сидите в лодке, а за вами такая баржа, где чиновники, чиновники… Порядка 40 министерств регулируют ВЭД в России. И спасибо ФТС и ЕЭК за то, что они нам придумывают приключения.
«2016 год – новый этап в жизни ВЭД в России»
− Все помнят прошлый год. 2016 год − это новый этап в жизни ВЭДа в России. Всё, что было накоплено за 24 года работы с таможней, рухнуло в одночасье в феврале (в феврале вышел приказ №280, фактически запретивший ввоз товаров по цене ниже той, что указана в профилях риска таможни – прим. ред.). Появились места доставки по цветам, по химической продукции, чуть раньше осенью появилась проблема с Турцией. Все таможенные органы плюнули на соблюдение законов о согласовании ОРВ, общение с бизнесом; всё загнали в определенные таможенные органы. После апреля началась живая дискуссия. В июне прошлого года была встреча ФТС и Общественного совета по проблематике 280-го приказа, приказа 1919. В итоге только в декабре 2016 года химический приказ отменен частично. На том совещании нам не удалось добиться пересмотра приказа. Малинин, первый замглавы ФТС на тот момент, поручил собрать рабочую группу и рассмотреть вопрос по документам, предоставляемым для подтверждения таможенной стоимости. Рабочая группа до сих пор не создана.
За последние три года мы получили массу проблем – курсы валют, книжки МДП, историю с которыми все проглотили, конфликт с Украиной – всем барьеры поставили, ввоз товаров с Украины на контроль выставили, полгода так поработали, опять отменили. Таможня нас держит в тонусе.
«Свежее от таможни: отказ в принятии сертификатов ЕАЭС»
− Все знают проблему сертификатов, свеженькое от таможни – весна началась, нужно было что-то придумать. Запретили ввозить товары с сертификатами соответствия, выданными странами ЕАЭС. Я не видел такого эмоционального выступления, какое было у компании Samsung на последнем экспертно-консультационном совете при ФТС. Я думаю, компания, отдающая 5 млрд рублей в месяц на таможенные платежи, заслуживает немного другого отношения, более человеческого. Можно ведь собрать бизнес, объявить: «Ребята, вы помните, что через месяц у вас меняется то-то и то-то?». А они как партизаны: чем тише, тем лучше – что с цветами, что с химией. И все приказы выпускаются так, что «с сегодняшнего числа работаем». Неважно, что там машины, не машины, уже в пути или уже стоят.
«Автовыпуск не будет работать при импорте»
− Сегодня говорили, что у нас успешно реализуется механизм авторегистрации и автовыпуска товаров. Но это работает только на экспорт, причем по товарам, к которым не применяется система управления рисков и на которые нет пошлин. На импорте это однозначно не будет работать: товаров, на которые распространяется СУР, 90%. У нас сегодня система управления рисками подменяет законодательство.
Если говорить о механизме, он рабочий. Но из минусов – отсутствует информационный обмен между таможней и декларантом в части того, какой вид декларирования проходит. То есть мы не видим, что декларация автоматически регистрируется, автоматически выпускается. И мы наблюдаем случаи, когда СВХ просят денег за эфемерные услуги поэтому.
«Нам не нужен новый закон, нам нужно, чтобы таможня соблюдала существующий»
− Господин Сурвилло (Виталий Сурвилло, вице-президент, председатель комитета по таможенному регулированию «Деловой России» − прим. ред.) говорил сегодня о положительном опыте общения с таможенными органами. Я расскажу, что происходит в реальной жизни, хоть меня и просили не говорить плохое. Во-первых, у государства нет стратегии развития ВЭДа в России. Нет видения, куда движемся. Мы тянем эту баржу, и мы решаем, куда она приплывет – получится или не получится с ВЭД.
Во-вторых, таможенные органы не исполняют функции государственного контроля. Нам не нужен новый закон, у нас есть хороший действующий, но таможня его не соблюдает под любыми предлогами, под системой управления рисками. Допустим, машина проходит границу, функция государственного контроля бесплатная. Все, кто с импортом работает, знают, что, чтобы оформиться на внутреннем таможенном посту, приходится заключать договор с СВХ. За шлагбаум вы платите деньги, хотя по закону это не нужно. Но без этого вы ничего не сделаете, таможенные органы вынудят вас заключить этот договор. При этом договор с СВХ нужен только через два дня после заезда машины.
У нас теперь нет возможности доказать таможенную стоимость на моменте выпуска. Если товар приходил неоднократно, каждый раз, каждый месяц, у нас все равно будут запрашиваться одни и те же документы, проводиться таможенные проверки. У нас нет возможности на каком-то этапе снизить риски.
Сейчас пошла тенденция с Центрами электронного декларирования. В ФТС говорят, что сделали ЦЭДы, чтобы участникам ВЭД не приходилось коммуницировать с инспектором. Но я скажу так: если я инспектору не буду звонить, я буду месяц оформляться. Не делаются информационные технологии, чтобы просто дать лозунг. Они делаются для того, чтобы упростить работу. На сегодня таможенные органы действуют вопреки здравому смыслу. Если нормальный человек старается сделать технологию так, чтобы меньше работать, то наша таможня делает технологию так, чтобы работы стало больше: у нас, у них.
«Не будет ВЭД – не будет таможни»
Но закончим на позитивном. Мы с вами план по сборам выполняем. В этом квартале превышаем его на 23%, потому что пошёл в рост импорт из-за стабильности курса валют. Увеличился товаропоток в Россию. И таможня отмечает, что рост экспорта несырьевых товаров в Китай вырос в этом квартале на 40%. В основном это продукты питания и товары народного потребления.
Все-таки невозможное возможно, и, я надеюсь, мы донесем до таможни, что с бизнесом надо считаться. Не будет нас − не будет их.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД