Таможня

Бизнес потерял на таможенных "наблюдениях" 130 миллионов рублей

О таможенных наблюдениях мы уже писали. И не только на сайте. Зная, что, по традиции, таможенные органы не комментируют статьи,  еще в июне мы послали соответствующие запросы в ФТС и СЗТУ. В установленные сроки ФТС отписалась, что по информации СЗТУ фактов злоупотреблений не выявлено.  СЗТУ отнеслось к делу более «серьезно» и перенаправило, тоже по старой чиновничьей традиции, запросы в те же Балтийскую и Санкт-Петербургскую таможни.

 

В итоге мы получили странный ответ, консолидировавший мнение нескольких авторов. Балтийская таможня, уклонившись от комментариев по существу, терпеливо провела нам «ликбез», разъяснив разницу между таможенным наблюдением и таможенным досмотром, из чего мы поняли, что таможенники понимают все правильно, правда, делают наоборот.

Санкт-Петербургская таможня отметила, что под наблюдением у них побывало «всего 2%» от оформленных товарных партий. Этот же тезис в своем ответе повторила, кстати, и ФТС. Если бы г-н А.В. Смеляков знал, что  доля досмотренных ввезенных партий в среднем по ФТС составляет 6,9%, и сравнил обе цифры, он бы, наверное, был более внимателен к подбору аргументации. Впрочем, простим ему: начальнику Управления по связям с общественностью не обязательно знать тонкости таможенного дела.

А вот сотрудники Санкт-Петербургской таможни могли быть более корректны в применении Таможенного кодекса. «Данная форма таможенного контроля (таможенное наблюдение – ред.) применяется исключительно по заявлению участников ВЭД в соответствии со статьей 114 Таможенного Кодекса Таможенного Союза».

Что ж,  давайте разбираться.  

Согласно упомянутой статье «таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций».

Что такое грузовые и иные операции прописано в ст. 108 ТК ТС «Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля»:

«По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары».

Заметьте: грузовые и иные операции – это довольно четкий, и, что характерно, ограниченный  законом перечень операций, и осмотра товаров декларантом в этом списке нет. Второй момент:  декларант и прочие обязаны… и - исключительно по требованию таможенного органа. Т.е. без требования должностных лиц никаких грузовых и иных операций не проводится, и, соответственно, таможенного наблюдения за ними - тоже. Вывод простой: никакого заявления декларанта статья 114 не предусматривает, а предусматривает даже наоборот: требование таможенного органа. Сколько таких требований, из упомянутых 2%, было выставлено должностными лицами Санкт-Петербургской таможни? Будем рады услышать.

Поехали дальше.

Автор из СЗТУ пишет: «таможенное наблюдение, являясь одной из форм таможенного контроля, проводится должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации, в том числе по обращению декларанта в рамках реализации его прав, указанных в статье 187 ТК ТС».

Что ж, тогда обратимся к ним:

«При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

…и т.д.»

Мы специально привели два пункта, чтобы вы увидели некое отличие в приведенных формулировках: брать пробы и образцы можно исключительно с разрешения таможенных органов. Получение разрешения требует, в свою очередь,  заявительного порядка: нет заявления – нет разрешения. Если мы посмотрим, к примеру, в КоАП, то обратим внимание, что действия декларанта караются только тогда, когда они совершены без разрешения в случаях, если оно обязательно.

Но вот про получение разрешения на осмотр в ст.187 нет ни слова. Об этом же говорит ст.171 ТК ТС: «Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения».

Иными словами, декларант не должен писать обращения на проведение осмотра в рамках ст.187 ТК ТС, а таможенный орган не должен его разрешать/запрещать, поскольку такой порядок не предусмотрен законодательством. Правда, нужно помнить одно «но»: снятие средств идентификации, используемых таможенными органами, без их разрешения, грозит декларанту штрафными санкциями, предусмотренными ст. 16.11 КоАП РФ.

Между тем, к сведению г-на Смелякова А.В., по имеющимся у нас данным, за 8 месяцев этого года доля товарных партий, в отношении которых Балтийской таможней было применено таможенное наблюдение, уже превысила 6%. На сегодняшний день более 20 тыс. контейнеров исключительно «по доброй воле» грузовладельцев в этом году уже побывали на досмотровых наблюдательных площадках. Подчеркиваем: это при процедуре таможенного декларирования, т.е. после подачи декларации. При этом, каждое попадание туда, напомним, обходится грузополучателю примерно в 200 американских долларов. Это только за перемещение контейнера. Добавьте расходы по хранению, взятки инспекторам и пр., и вы поймете, что цифра, вынесенная в заголовок, не окончательна. Или, может, для таможни это уже не цифра? Нет, бывают, конечно, исключения, но двадцать тысяч раз подряд?..   

А пока готовится суд над инспектором Максимовичем С.Д.,  Санкт-Петербургская таможня, предлагает опцион – «таможенное наблюдение с ОПСУРом». Нет слов…

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы