Таможня

Обязательное электронное декларирование: конец «бумажной» эпохи?

Проверено в СЗТУ: слово и дело не совпадают….

Белую бумагу  в офисы по-прежнему привозят регулярно пачками, принтеры неспешно печатают декларации, все это сортируется по папкам, передается декларанту и он отправляется на таможенный пост. Так изменился ли процесс с вводом обязательного электронного декларирования? Вывод каждый декларант делает для себя сам. Конечно, формализовать  и отправлять электронную декларацию в таможню теперь обязательно, не зря же мы движемся к светлому электронному будущему. Но вот распечатывать ее на бумажном носителе и везти на пост все же приходится. Это  на таможенных постах СЗТУ своими глазами увидел будущий специалист таможенного дела, студент Северо-Западного Института управления, поделившийся с ПРОВЭД своими наблюдениями…

Одной из самых актуальных тем для декларантов в этом году стал переход на обязательное электронное декларирование товаров. Значит ли это, что «бумага» ушла в прошлое? Действительно ли на деле взаимоотношения декларанта с таможней переведены исключительно в «электронный» формат взаимодействия?

Правовой аспект: До 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации (ФЗ-311 п.4 ст.322) .То есть получается, что по правилам с 1 января 2014 года в Таможенном союзе начало  действовать обязательное электронное таможенное декларирование товаров. Однако, Таможенный кодекс Таможенного союза в п.3 ст.179  сообщает нам о том, что Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.  Еще никто не отменял главенство международного права над национальным, следовательно, декларант может выбирать между подачей электронной и бумажной формой декларирования.

Чтобы разобраться в ситуации, нужно было на деле посмотреть на взаимодействие таможенного представителя непосредственно с таможенным органом. Объектом исследования стали Южный таможенный пост и Колпинский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни и Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни.

Давайте будем максимально объективны, людей на постах меньше не стало. Это сразу бросается в глаза. Толпы декларантов бегают от инспектора к инспектору, разговаривают с кем-то телефону, нервно что-то выискивают в своих документах или сидят, уткнувшись в свои ноутбуки. Привычная всем картина. «Подождите-подождите, у нас ведь ввели обязательное электронное декларирование? – скажете мне вы. - Где же опустевшие коридоры отделов таможенного оформления на постах? Почему таможенные инспекторы все в том же объеме ведут устный диалог с декларантами, вместо того чтобы общаться с ними по средствам электронной коммуникации?»

Выдержка с сайта СЗТУ: «Уже с 1 января 2014 года, согласно ч.1 ст.204 ФЗ-311, декларация на товары будет приниматься таможенными органами только в электронной форме. При этом с участника ВЭД могут потребовать документы «на бумаге» только в случае выявления рисков или несоответствия сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате таможенного контроля»

Естественно, официальная информация и ситуация «на деле» сильно разнятся. На примере выше приведенных таможенных постов с уверенностью могу сказать, что без «бумаги» декларацию вам не выпустят. Вопрос «почему?» уместен, но не целесообразен. Инспектор привык работать так, как ему удобно, да и декларант, судя по бурной деятельности  на постах не сильно против, зачем же что-то менять? Никого особо не волнует то, что написано в каком-то там законе от какого-то там числа.  Свои претензии вы можете, конечно, высказать, но вряд ли это что-то поменяет.  Реальность не совпадает с действительностью. Да и  вопрос удобства использования электронной формы декларирования в ее нынешнем виде для декларанта весьма спорен.

Спорен он потому, что система электронного декларирования не совершенна, как и любая другая система:

- Так, в настоящее время при подаче декларации в электронном виде проводится  ее форматно-логический   контроль соответствия определенному виду формата и структуры данных. В  случае   выявления   ошибок электронная  декларация до их устранения лицом,  декларирующим товары,  и повторного направления данной электронной декларации в  таможенный  орган считается  неподанной. Многие таможенные инспекторы пользуются данной уловкой, когда у них не хватает времени на работу с декларацией. Или когда есть сигнал об этом сверху. Отказать в регистрации декларации нельзя, а вот «откинуть» ее с помощью ФЛК – пожалуйста.

- Бумажные  экземпляры  документов,  подтверждающих   заявленные   в электронной  декларации  сведения,  могут  быть потребованы таможенным органом в случае  выявления  рисков,  по  которым  в  качестве  меры   реагирования предусмотрена  проверка  бумажных  носителей информации.

- Невозможность отказа от бумажных носителей документов в связи с требованиями ряда  нормативных  актов ФТС России. Отдельные требования  к проверке и виду документов, представляемых совместно с декларацией,  к документам, формируемым  в электронном виде, просто не могут быть применимы

- Сложность и длительность формализации электронных документов. Зачастую гораздо проще распечатать документ на бумаге и отнести инспектору, нежели формализовывать его в соответствии с требованиями ФТС.

С технической стороны на таможне тоже не все гладко:

- Таможенному инспектору сложно проверить и удостовериться в оригинальности документов и сертификатов в электронной форме. Это создает определенные неудобства обоим сторонам.

- Так же стоит отметить ненадежность программного обеспечения в таможенных органах, нередко случается, что программа «виснет» , что, по понятным причинам,  замедляет скорость выпуска декларации. С ростом объемов электронного декларирования серверы таможни просто не справляются с обработкой информации и в настоящее время работают на пределе.

- Есть и некоторые ограничения в объеме файлов. Так,  документы,  содержащие большое количество товарных позиций приходится делить на несколько частей, чтобы инспектор мог их открыть и проверить.

- Отсутствие, в связи с требованиями ряда нормативных и правовых актов, возможности электронного документооборота до или после выпуска товаров (например, при завершении процедуры таможенного транзита). На практике выходит, что после оформления электронных деклараций таможенные органы вынуждены проставлять необходимые штампы и на бумажных носителях, что в свою очередь девальвирует преимущества электронного декларирования товаров.

- Есть еще одна причина неэффективности электронного декларирования – политическая. Государство не доверяет ни участникам внешнеэкономической деятельности, ни своим собственным структурам. Отсюда – многочисленные проверки и перепроверки, приводящие к проволочкам. 

Как долго  еще эти проблемы  будут актуальны? Вопрос пока остается открытым…

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы