Экономика

Инвестиционный климат не климатит…

Про инвестиционную привлекательность, про условия инвестиционного климата в России можно говорить долго. В нынешних политических реалиях условия российского инвестиционного климата  сегодня обсуждают не только в РФ, но и за её пределами. Сегодня эти условия являются весьма туманными вследствие многих факторов. Однако, президент России В.В.Путин поставил задачу  о том, когда и какое место должна занимать Россия в рейтинге по данному вопросу. Пока в рейтинге "Ведение бизнеса" наша страна занимает 112 место, уступая Пакистану, Вьетнаму, Замбии, Гане, Таиланду и др. это не может радовать и, особенно, не может не беспокоить, почему нет движения вверх в этом рейтинге.  Истерика с оттоком капитала  на фоне политических событий украинского кризиса больше похожа на поведение Геннадия Петровича Козодоева из «Бриллиантовой руки»: «Шеф, всё пропало, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает…»

Жизнь может быть полная или скудная, но это зависит не от того, что мы от неё получим, а от того, что мы в неё вложим.»

(Люси Монтгомери. «История Энн Ширли»)

 

 

Спокойно, друзья, без паники.

Политика политикой, но нынешний отток капитала тоже имеет в основном политические причины. Реальный инвестиционный климат не имеет никакого отношения к месту России в рейтинге Doing Business или, точнее, место в рейтинге никак не отражает реальные условия инвестиционного климата. Вот об этом подробнее…

Справка: (Из Методики определения рейтингов "Ведение бизнеса" Проект Doing Business).

Допущения в отношении товаров 

Товары транспортируются в 20-футовых, полностью заполненных контейнерах для перевозки сухих грузов. Вес 10 тонн, оценочная стоимость 20 000 долларов. Продукция:

·   Не является опасной и не включает предметы военного назначения.

·  Не требует охлаждения или иных особых условий транспортировки.

·  К продукции не применимы специальные требования фитосанитарного контроля либо специальные требования в отношении безопасности для окружающей среды, помимо общепринятых международных стандартов.

·  Является одной из основных статей экспорта или импорта страны.

Что измеряют?

Если исходить из требований к проведению оценки, то можно практически до десятых определить тот сектор, в котором проводит замеры Всемирный банк.

Под требования Doing Business (DB) попадают только таможни в морских пунктах пропуска. А если учесть, что оценка делается по доставке через такую таможню в столицу государства, то есть в Москву, то под требования DB попадает, собственно, только Балтийская таможня.

Доля Балтийской таможни по оформленным декларациям в СЗТУ:

herota1

Получается, что в 2013 году Балтийской таможней было оформлено 419 591 деклараций на товары, что составляет около 9,5% в общем объеме деклараций оформленных таможнями ФТС (за 2013 год таможнями ФТС было оформлено 4,4 млн ДТ).

Получается, что DB оценивает инвестиционный климат в разделе «Международная торговля» в части менее 10%. Но и это не все. Теперь оценим объем (экспорта-импорта) в Балтийской таможне, то есть те поставки, которые попадают под требования методологии DB.

Продукция:

·  Не является опасной и не включает предметы военного назначения.

· Не требует охлаждения или иных особых условий транспортировки.

· К продукции не применимы специальные требования фитосанитарного контроля либо специальные требования в отношении безопасности для окружающей среды, помимо общепринятых международных стандартов.

·  Является одной из основных статей экспорта или импорта страны.

 

Товарная структура экспорта и импорта России в первом полугодии 2013 года          

 

herota2

 

 herota3

 

 

Еще читать: 

Статистика внешней торговли России в 2013 году: цифры и ключевые показатели

Статистика внешней торговли России в январе-августе 2013 года: основные тенденции

Анализ экспорта и импорта Российской Федерации за 6 месяцев 2013 года

 

Таким образом, под требования DB по итогам 2013 года попадает не более 1% товаров в режиме экспорт и не более 5% в режиме импорт, то есть 1% и 5% из доли в 9,5% экспорта/импорта, оформляемого таможнями ФТС. Получается, что в целом DB по своей методологии оценивает инвестиционный климат в доле менее 1% всех экспортных и импортных поставок. Забавно. Если в этой мизерной доле усилиями ФТС, Минэк и Минтранса будут созданы идеальные условия, что не представляет особого труда, то DB выведет Россию в разделе «Международная торговля» в первую десятку, что в свою очередь обеспечит бурные реки инвестиций в экономику России? Сомневаюсь…

Но даже в этой малой доле DB считает по своей, понятной только ему математике.

По тем товарным партиям, которые попадают под требования DB, сегодня фактически сделан просто космический рывок вперед. Скорее всего, ВБ, по причине политических особенностей, эти изменения не замечает. И даже в том мизерном объеме, который оценивает DB по своей методологии, по своим условиям, таможенное оформление уже измеряется часами, время прохождения через порт с таможенным оформлением и доставкой на склад в Москву не превышает 3 суток, уже с учетом подготовки документов. И даже маниакальное стремление DB включить в эту схему аккредитив, не делает процесс дороже и длиннее.

Да, есть проблемы сегодня с прохождением через границу грузов и транспортных средств. Не случилось пока чуда в автомобильных пунктах пропуска, но они не оцениваются DB. Есть серьезные проблемы с другими видами государственного контроля, особенно с фитосанитарным, и в меньшей степени с ветеринарным, но и они не оцениваются DB. Все пока на прежнем примитивном уровне в портах с прохождением товаров, требующих особые условий хранения, с проведением государственного и таможенного контроля рисковых поставок, но это тоже не оценивается DB.

И если сегодня объективно делать замеры по прохождению товара по методологии DB, то сроки прохождения, стоимость прохождения и количество предоставляемых документов будут существенно отличаться в меньшую сторону от данных, отражаемых в отчетах DB, причем очень существенно.

Кто измеряет?

Может быть, особый смысл, не в выборке по методологии DB, а в особых экспертных оценках? Ведь может же такое быть, что приезжающие от DB специалисты, двадцатипятилетние русскоговорящие девушки, настолько прозорливы, что в состоянии сделать выводы о состоянии инвестиционного климата по выборке менее одного процента? Все может быть. Это же ВБ, это же Америка…

В каждом отчете DB на последних станицах публикуется список привлеченных экспертов. И если открыть этот список по России (стр.291 доклада), то в части международной торговли там представлены всего несколько профессиональных посредников (владелец СВХ, таможенный представитель и транспортно-экспедиторская компания), все остальные - консалтинговые и юридические компании. Не ставлю под сомнение знания и профессионализм представителей сервисных компаний. Но это представители посреднических компаний, которые действуют по поручению и в интересах экспортера/импортера, услуги которых оплачивает экспортер/импортер, компании, которые не владеют всей цепью поставки и не управляют всеми потоками цепи поставки. Не сомневаясь и в знаниях, и  профессиональных качествах представителей консалтинговых компаний, хочу отметить, что в России теория и практика международной торговли очень сильно отличаются…

Но почему в оценке международной торговли DB не учувствуют реальные экспортеры и импортеры, именно те, кто несет на себе финансовые и временные издержки? Да потому, что не один экспортер/импортер не попадает по условия DB. То есть, по методологии DB инвестиционный климат должен улучшаться без российских экспортеров/импортеров? Несправедливо как-то. Или все улучшение инвестиционного климата должно быть только в интересах иностранных компаний? Тоже несправедливо. Процесс должен быть гармонизированным, и с учетом интересов российских компаний оценивать, в данном случае улучшать, инвестиционный климат для привлечения иностранных компаний. Инвестиции России необходимы, российская экономика в иностранных инвестициях заинтересована, но не таким же однобоким рейтинговым подходом DB!

Инвестиционный климат = Дорожная карта = Рейтинг Дуинг Бизнес + интересы бизнеса…

Хорошая идею – улучшить инвестиционный климат в России, еще лучше идея привлечь в  процесс совершенствования таможенного администрирования представителей российского бизнеса, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность. Совместно с бизнесом государственные органы разработали Дорожную карту. Вроде бы все правильно. Вроде бы все, что хотели, учли и прописали в ДК. И? Собственно и все, учли и прописали. А дальше?

Дорожную карту в свободном доступе, со всеми правками и дополнениями, можно найти, начиная с сайта Правительства, через сайты МинЭка и АСИ и заканчивая многими информационными ресурсами, освещающими сферу ВЭД. Информация, что и как исполняется по ДК, есть только на сайте АСИ, и в большей части пунктов, который уже должны быть исполнены, стоит статус - «проверяется». Что проверяется, как проверяется, кем проверяется? Исполнение пунктов ДК уполномоченными органами государственной власти? Было бы логично. Как проверяется?  Вот тут загадка, судя по тому, что с разной периодичностью с февраля месяца среди предпринимателей появляется анкета, в которой просят оценить, как выполнен тот или иной пункт ДК, то можно согласиться, проверяется. Вот только такими проверками ни результата, ни понимания, ни удовольствия не получить.

Кому сейчас необходимо исполнение пунктов ДК и кто их отслеживает? Кто и как отслеживает сроки и полноту исполнения, кто отслеживает полученный эффект от реализации мероприятий ДК? Да, похоже, никто. Есть Клуб лидеров, который пытается почти по ста дорожным картам проводить «контрольные закупки», вот только что-то не увязывается такое контрольное мероприятие, как «контрольная закупка», в процесс мониторинга исполнения ДК, в процесс оценки и изучения полученного эффекта от реализации ДК. И вообще, кому сегодня необходима ДК «Совершенствование таможенного администрирования»?

Федеральной таможенной службе ДК уже не интересна. Большую часть пунктов ФТС в тех формулировках, что указаны в ДК, она выполнила, то есть издала нормативно-правовой акт и, собственно, поставленную перед ней задачу решила. А эффект от реализации? А это по идее, уже  не должно особо беспокоить ФТС, потому как не может таможенная служба с позиции своих функций оценивать удобства и свободы бизнеса.

Министерство транспорта, у которого всего-то пару пунктов в ДК, с полуторагодовым опозданием решило выдать бизнесу план по модернизации (улучшению) ситуации в морских портах. Хорошая тема, но к чему или к кому она относится? К рейтингу DB особого отношения не имеет, к совершенствованию таможенного администрирования вроде бы тоже, но такой пункт есть в ДК, поэтому и исполняет Минтранс этот пункт.

Министерство экономического развития, по сути, как бы основной ответственный орган, тоже, похоже, особо не нацелен на результативное исполнение ДК, а иначе, где общественная панель мониторинга исполнения, где анализ получаемого эффекта, где фактическая работающая процедура ОРВ? Скоро вторая годовщина официального старта исполнения ДК, а нет ничего. Есть только устойчивое ощущение, что ДК превратилась в процесс ради процесса. Может быть, не стоит себя обманывать и, пока не поздно, пока ДК окончательно не провалена, изменить подход к процессу исполнения и мониторингу исполнения ДК, а самое главное ввести процесс оценки и понимания эффекта от реализации мероприятий ДК?..

Вот и получается, что сегодня имеем Дорожную карту, которая вроде бы реализуется, но какой результат реализации и какой эффект от реализованных мероприятий мы имеем? Имеем Дорожную карту, которая никак не проецируется на методику DB по оценке инвестиционного климата, в итоге России в рейтинге DB не поднимается на более высокие места. Ну так зачем  и для кого необходима такая Дорожная карта, точнее, такая реализация?

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы