Таможня

Каждый сам за себя, или все против всех

Жизнь в России незаметно  разделилась на два этапа. Нынешний – «до Олимпиады в Сочи», и ожидаемый с 23 февраля – «после Олимпиады». Бизнес, как и весь российский народ, смирился с этой этапностью. С другой стороны, осталась-то всего пара недель, а там, глядишь, обещанные президентом кадровые перестановки начнутся.

 

Нестабильная эпоха перемен.

Реформы, совершенствование, новации, похоже, если  окончательно еще и не стали, то настойчиво становятся национальной забавой, и все чаще и больше организуются и проводятся, в основном, ради самого процесса реформирования и совершенствования.Дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования», теперь уже и неинтересно  обсуждать. Не о чем говорить, да и время ожиданий прошло. Какие-то перемены в таможенной системе есть, и уже не важно, кто или что послужило причиной этих перемен. А бизнес? А инвестиционный климат? Они как же? Ну, если внимательно следить за ДК, то «совершенствование таможенного администрирования»  как бы произошло, работа таможенной системы как бы изменилась, а бизнес  все, что просил, то, собственно, и получил. Ожидая полного непонимания читателя, что, где и как получил бизнес, поясняю: все, что просил бизнес (а просил каждый свое), то каждый своё и получил. Все, как у классика, Ивана Андреевича Крылова… Причем, выбор довольно большой, от:

 

«Когда в товарищах согласья нет,

 

На лад их дело не пойдет,

 

 И выйдет из него не дело, только мука». 

 

До: 

 

«А вы, друзья, как ни садитесь; 

 

Всё в музыканты не годитесь».

 

Предпринимательская инициатива, как лакмусовая бумажка, продемонстрировала незрелость и неорганизованность российского бизнеса, а самое главное - неспособность формировать общие, отраслевые интересы и отстаивать эти интересы перед государственными органами, перед той же ФТС, например. По всей видимости, не все так плохо у российского бизнеса в сфере ВЭД, поэтому, наверное, пока все же в основе - каждый сам за себя, каждый сам за своё. Да и ставить это в вину предпринимателям тоже не совсем справедливо. И пока экспортно-импортный бизнес, транспортники определяются, какими своими интересами они готовы пожертвовать ради общественных, процессом реформирования и совершенствования занимаются посредники, те, кто и являются барьерами для грузовладельцев (импортеров и экспортеров).

Пока  все, как и было, каждый сам за себя, каждый сам для себя….

Бизнес не готов пока жить по-новому, а таможне и не надо.

Уходящее время посредников.

Нужны ли, какие нужны и для чего нужны посредники в сфере ВЭД, может определить только рынок, только владельцы цепи поставки, то есть экспортеры и импортеры. Собственно, под интересы экспортеров и импортеров должна реформироваться и совершенствоваться таможенная система, как таковая и таможенное администрирование,  в частности.

Склады временного хранения (СВХ).

В эпоху электронных технологий: предварительного информирования и электронного декларирования, которое уже почти месяц, как обязательное,  - для чего и в каком месте нужен импортеру и экспортеру СВХ? Совершенно верно и очевидно,  что импортеру/экспортеру СВХ не нужен ни  в каком виде. Что сейчас представляет собой СВХ? А представляет он посредника, причем посредника для таможни, в интересах таможни, в организации таможенного контроля, то есть, по сути, СВХ - барьер для импортера, причем, довольно-таки дорогой барьер. Таможне необходимо место - зона таможенного контроля, где таможенники могли бы осуществлять мероприятия таможенного контроля. Не вопрос, если надо, то организовывайте, причем, бесплатно организовывайте такие места….

А если по существу, то зон таких, в эпоху предварительного информирования и электронного декларирования (а в перспективе и «Единого окна»), необходимо не так уж и много - в местах, приближенных к границе, максимально близко к пунктам пропуска. Грузы не телепортируются, а въезжают, независимо от вида транспорта через пункты пропуска (автомобильные, железнодорожные, морские (речные), авиационные). Возникли у таможни сомнения, а информация на товар уже представлена таможенному органу, как минимум,  за два часа до прибытия товара в виде сообщения ПИ, а затем и в транзитной декларации, пожалуйста, будьте любезны в зону таможенного контроля, которая принадлежит одному единственному, независимому владельцу - Российской Федерации (пусть даже в лице ФТС). И уже там рассматривайте, досматривайте, отбирайте пробы, считайте, просто духовно наслаждайтесь созерцанием вида товара, в общем, делайте с товаром все, что угодно, все, на что способна фантазия, но только в рамках Таможенного кодекса ТС…

Нет же, электронное декларирование вводится, удаленный выпуск вводится, а мзда в виде обязательного заезда на СВХ просто непоколебима и неприкасаема. А впереди вроде как бы автоматический выпуск и вообще большинство операций таможенных формальностей пусть не без участия человека, но с максимальной минимизацией человеческого фактора. А СВХ так и будут существовать в своем первобытном состоянии, как национальная традиция поклонения таможенным святыням? И надо заметить, недешевая такая традиция…..

Таможенный представитель.

Есть еще один посредник, который так и не определился, чей он,  в чьих интересах он действует, -  в интересах ли клиента (импортера/экспортера) или все же таможни…. Вот и дождался, вот и наступило время, когда институт таможенного представителя,  собственно, подошёл к своему логическому концу – невостребованности. Нужен ли в современной международной цепи поставки таможенный представитель, а если нужен, то какой? Исходя из интересов безопасности международной цепи поставки, таможенный представитель  в существующем виде изжил себя, утратил необходимость, превратился в барьер и риск для импортера/экспортера.

Нужен ли посредник между бизнесом и таможней? Наверное, нужен, но тут необходимо понимать, какой нужен посредник, на каком этапе, с какими полномочиями. Большая часть крупных импортеров медленно, но уверенно переходит в новое состояние – уполномоченный экономический оператор (УЭО). То есть,  крупному бизнесу, получившему в рамках упрощений УЭО выпуск до подачи декларации, доставку товара сразу к себе на склад, отсрочку таможенных платежей, и много других удобств, таможенный представитель, вроде как и не нужен, ни в каком виде. Средний и мелкий бизнес, особенно та его часть, которая и сами посредники (трейдеры, поставщики и т.п.), тоже стараются управлять своими таможенными рисками самостоятельно, в виде своих таможенных отделов, либо вообще работают сами. Да и сложно говорить об  аутсорсинге или интеграции не всего, а только незначительной части бизнес-процесса. К тому же, введение электронного декларирования если не облегчило, то должно облегчить жизнь импортерам. В итоге остается часть импортеров, не желающих вникать и погружаться в новые технологии, и/или приобретающие комплексную услугу импорта, да и то это дело времени. Ну и, конечно же,  «серый импорт», который предпочитает зачастую втемную использовать таможенных представителей для оформления своих товаров. Готов ли дальше таможенный представитель отвечать за чужие риски, покажет время.

За два года  активного «совершенствования таможенного администрирования», институт таможенных представителей не сделал ни одного, даже очень маленького шага, в своем институциональном развитии. Отмена «страшной кары» - исключение из реестра за два и более административных правонарушения и то осуществлена по инициативе ФТС. Что в такой ситуации может ожидать таможенного представителя? Только одно: постепенно он опустится до уровня консультанта по подготовке и заполнению документов для таможенных органов.

Рынок созрел, развитие таможенной системы Таможенного союза и другие факторы развития уже подвели бизнес к формированию качественно нового института посредников – Оператора безопасности цепи поставок. Нового института посредника, готового взять на себя управление и безопасность всей международной цепи поставки, быть единоличным представителем (ответственным) в таможенных органах. А самое главное, быть до мозга костей  клиентоориентированным посредником, причем, клиентом в данном случае должен быть импортер/экспортер.

Пока же существующий институт таможенных представителей не готов к переменам, а таможне такие перемены не нужны. Вполне возможно, что инициаторами формирования нового института посредников могут стать сами импортеры и экспортеры, которым необходим такой посредник, который сможет и будет управлять всеми звеньями цепи поставки, отвечать за безопасность и надежность цепи поставки, таким образом, чтобы аутсорсинг международной логистики в России и для российских компаний, стал реальностью, стал обыденным делом. А пока, конечно, можно позаниматься припарками, а вдруг повезет, а вдруг воскреснет, а вдруг саморегулирование откроет новый путь.

Совсем не потому, что таможенный представитель и СВХ перешли на темную сторону, к силам зла, ведь, в большинстве своем, это нормальный и законопослушный бизнес… Все потому, что эволюция развития бизнес-процессов, международной цепи поставки идет по пути минимизации барьеров и рисков, а для текущего состояния институтов СВХ и представителей, чем сложнее администрирование - тем лучше, чем больше барьеров - тем выгоднее, чем больше и значимее человеческий фактор - тем востребованее.

 Вот и получается, что в своем нынешнем состоянии представитель и СВХ вступают в конфликт интересов, в первую очередь, с импортером и экспортером. Сама ситуация требует перемен от СВХ и представителя. Международная цепь поставки оптимизируется, таможенное администрирование, вроде бы, тоже, как бы совершенствуется, а СВХ и представитель так и остались в своем первозданном состоянии.

Если вы в окружении крыс, значит, корабль плывет...

Трансграничная интернет-торговля.

Ситуация с трансграничной интернет-торговлей  может стать  в ближайшее время просто показательной  даже на фоне ситуации с АСМАП, и научить, как, прикрываясь благими намерениями, залезть на табурет, сунуть голову в петлю и спрыгнуть. Как и в вопросах «совершенствования таможенного администрирования», таможенными представителями и СВХ, электронные коммерсанты тоже предпочли поднять лозунг спасения российской экономики и заботы о гражданах России, бюджете, поступлениях в бюджет, правда, гораздо циничнее и наглее. Начав активно размахивать лозунгом на всех уровнях власти  о растущих объемах трансграничной интернет-торговли, о «сером импорте» и контрафакте, как-то очень быстро устали лозунгом махать. Хотя,  может быть,  начали трезветь и понимать, в какой непростой угол активисты от электронной коммерции загнали отечественную интернет-торговлю, пытаясь такими грубыми, административными методами избавиться от конкурентов, зарубежных интернет-магазинов. В принципе, ничего нового нет, ну полезла АКИТ соринку вынимать из чужого глаза, ведь имеет право. Ну, приведет все это к активным переменам на рынке интернет-торговли и,  скорее всего, не в пользу отечественных интернет-магазинов. Ну, разорятся, позакрываются отечественные интернет-магазины, останутся люди без работы, ну и что, ведь АКИТ преследует глобальную цель борьбы с «серым импортом» и контрафактом, уплаты налогов с покупок и жесткий контроль, а такая великая цель может себе позволить жертвы, причем любые. Хотя не совсем понятно, почему АКИТ уверена, что противодействия «серому импорту», контрафакту, да и тот же параллельный импорт не коснутся отечественную интернет-торговлю.

Я целиком и полностью за то, чтобы отечественная интернет-торговля развивалась, чтобы была возможность в любое время в любом месте заказать нужный товар и в короткие (обещанные продавцом) сроки его получить, чтобы товар был качественным и оригинальным, чтобы его стоимость была понятной,  а не в разы отличалась от цены производителя. Было бы понятно, если бы, например, АКИТ выступила за налоговые льготы  для отечественных интернет-магазинов,  торгующих товарами российских производителей.

А пока что-то так настойчиво подсказывает, что именно с отечественных интернет-магазинов и начнется «борьба ФТС против «серого импорта» и контрафакта», «борьба ФНС против уклонения от уплаты налогов», «борьба Финмониторинга против незаконного оборота финансов» и так далее, включая защиту прав потребителей и профсоюзы. А потребитель, если еще не нашел, то обязательно найдет, как покупать товар в понравившихся ему зарубежных интернет-магазинах, и как его получить.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы