Таможня

«Поле чудес» складов ответственного хранения Северо-Запада

Участники ВЭД Северо-Западного региона бьют тревогу: хранение товара, помещённого таможней в рамках административного производства на ответственные склады, влетает им в копеечку. И чему будет равна эта «копеечка» после завершения административного производства – предугадать заранее не всегда возможно.

 Несите ваши денежки — иначе быть беде

Раньше таможенные органы Северо-Запада заключали со складами ответственного хранения, на которые помещаются изъятые в рамках дел об административных правонарушениях товары, возмездные договоры. Если участник ВЭД признавался виновным в совершении правонарушения, то все издержки, связанные с хранением товара, таможня перевыставляла лицу, привлечённому к административной ответственности. Потом Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) практику заключения с ответственными складами возмездных договоров отчего-то прекратило, и таможни стали заключать с хранителями договоры на безвозмездной основе.

– Мы перешли на безвозмездные договоры в силу обстоятельств, которые требовали от нас сокращения затрат на хранение товаров. Вопрос заключения возмездных договоров хранения сейчас не рассматривается, – пояснил исполняющий обязанности начальника СЗТУ Сергей Березин.

Если склады ответственного хранения, являясь коммерческой организацией, стали оказывать таможне свои услуги бесплатно, то в чём подвох и секрет успешного бизнеса? Ответ участникам ВЭД долго искать не пришлось: пытаясь забрать после административного расследования свой товар, они стали получать счёт, в котором стоимость хранения завышена в десятки раз.

– Речь идёт о завышении стоимости услуг хранения в десять, двенадцать раз. Чтобы понимать масштаб бедствия: за пять дней хранения за стандартный контейнер выставляется счёт порядка 700 тыс. руб. А кому-то полтора миллиона за 20 дней. Все эти суммы берутся «из головы». Ни тарификации, ни сайта – ничего, – рассказала на публичном обсуждении правоприменительной практики СЗТУ директор юридической компании «Магистраль» Марианна Чугаева.

Импортёры подобное поведение хранителей иначе как «беспределом», «вымогательством» и «коррупционными темами» не называют. Будучи привлечёнными к административной ответственности, они не имеют возможности выбирать хранителей: их выбирают сами таможенники. По всей видимости, регулирования этой деятельности в России как не было, так и нет.

 Плакали ваши денежки

Бизнес, возмущённый тем, что все проистекающие из бесплатного (для таможни) хранения издержки в итоге ложатся на его плечи, предложил руководству СЗТУ пересмотреть критерии риска при выборе исполнителя услуг по хранению товаров. Эти критерии СЗТУ утвердило распоряжением от 22 февраля 2018 года № 10-р, обязав начальников таможенных органов перед заклчючением договора «обеспечить проведение проверок на предмет установления благонадежности и добросовестности юридических лиц, изъявивших намерение оказывать услуги по хранению товаров».

По мнению бизнеса, было бы абсолютно логичным отнести к критериям риска и отсутствие у складов ответственного хранения официального сайта и тарифной сетки или прайса на услуги.

– Мы не вмешиваемся в коммерческую деятельность лиц, которые осуществляют хранение товаров, но мы этот вопрос слышали, с вашей позицией я согласен. Об изменении распоряжения 10-р подумаем. Изменить не обещаем, но подумаем, – заявил Сергей Березин, к которому предприниматели обратились с просьбой принять меры.

Как нам стало известно от участников ВЭД, необоснованное завышение стоимости на услуги хранения практикует, например, ООО «Партнёр».  Склад в ультимативной форме выдвигает условия возврата товара: принудительное заключение договора ответственного хранения и последующая оплата услуг. При этом озвучиваемая хранителями сумма во много раз превышает стоимость хранения такого же товара на других складах региона. Иногда склад «идёт навстречу» и «делает скидку» в пару десятков тысяч рублей. Компании, заинтересованные в скорейшем таможенном оформлении товара, вынуждены соглашаться с требованиями хранителей.

Напомним, что именно ООО «Партнёр» СЗТУ должно было дополнительно проверить в связи с делом об утрате товаров, помещённых таможнями на хранение. Как видно, у начальников таможенных органов (в частности, Балтийской таможни, заключившей договор с ООО «Партнёр) сомнений в благонадежности своего "партнёра" не возникло.

Участники ВЭД и юристы уже направили обращения в Федеральную антимонопольную службу, транспортную прокуратуру и комитет по тарифам Санкт-Петербурга, а также иски в суд.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы