Право

Терминалам запретят пылить

Запрет открытой перевалки угля в портах, который намерены ввести российские власти, может парализовать угольную отрасль и работу десятков портов во всей России. Владельцам угольных терминалов придется вложить в их реконструкцию миллиарды рублей.


 

Группа депутатов из ЛДПР во главе с Андреем Андрейченко (избран в парламент от Владивостока) предлагает радикально ужесточить требования к морским терминалам с перевалкой пылящих навалочных грузов. Они внесли в Госдуму поправки в ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Открытая перегрузка пылящих навалочных грузов загрязняет воздух и ухудшает экологическую обстановку в населенных пунктах рядом с портами, поясняют депутаты. И если не принять меры, это грозит ростом социальной напряженности, предупреждают они.

Поэтому народные избранники предлагают оборудовать все строящиеся морские терминалы, где предусмотрена перевалка таких грузов, закрытыми зонами пересыпки, конвейерным и перегрузочным оборудованием закрытого типа, исключающими вынос пыли во внешнюю среду. Новый закон должен вступить в силу с 1 июля 2019 года. А действующим и реконструируемым морским терминалам придется всего за год, то есть к лету 2020-го, привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.

 

Порты встанут

Запрет может затронуть 23 терминала, где переваливается до половины угля в стране. Среди них — АО «Ростерминалуголь» в Усть-Луге. Это крупнейший специализированный терминал на Северо-Западе, на долю которой приходится свыше 60% перевалки угля от общего грузооборота портов региона. А также АО «Восточный Порт» (угольный терминал в 30 км от Находки). Обе компании контролируются холдингом «Кузбассразрезуголь» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Крупные угольные терминалы контролирует также группа СУЭК Андрея Мельниченко: это Мурманский морской торговый порт (ММТП), Ванинский балкерный терминал (Хабаровский край) и Малый порт (Находка).

В последние годы предприятия отрасли не раз получали от контролирующих органов претензии, связанные с ущербом, который наносят окружающей среде терминалы. В итоге владельцы терминалов один за другим заявляли, что инвестируют в природоохранные мероприятия. В частности, СУЭК до 2020 года намерена 228 млн в создание защищенной перевалки угля в Малом порту и 320 млн — в ММТП. В 2016-2017 годах компания Андрея Мельниченко вложила 400 млн рублей в аналогичные мероприятия на Ванинском терминале. В 2012-2017 годах АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» инвестировали 2 млрд рублей в модернизацию оборудования, очистных сооружений и прочие экологические мероприятия, сообщили в ООО «Управляющая портовая компания» (УПК, в нее входят названные терминалы). В 2018 году на терминалах началась программа перехода на закрытые технологии перевалки угля, ее реализация обойдется «Восточному Порту» более чем в 1,4 млрд рублей, инвестиции «Ростерминалугля» в экологическую безопасность составят 1,3 млрд рублей в течение четырех лет, сообщили в УПК.

Однако далеко не все владельцы угольных мощностей готовы к таким масштабным инвестициям. Кроме того, предлагаемый депутатами законопроект не дает представления о том, что именно требуется от участников рынка, отмечают в Ассоциации морских торговых портов России (АМТП), выступившей против новаций.

«Мне не понятна цель принятия данной поправки, а именно: каких результатов ждут инициаторы? Если они пытаются остановить работу с углем в связи с недостижимостью вводимых ограничений, то последствия будут значительными для всей страны. Они затронут добывающие регионы, РЖД, коснутся стоимости тарифов на электричество. Ну, и с Приморья точно отток населения увеличится. Выиграют от этого прибалты и Австралия: одни заместят наши портовые мощности, другие — угольную отрасль», — комментирует Дмитрий Тарасов, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды АМТП.

Он считает требования законопроекта неисполнимыми, поскольку нигде не описаны «технологии закрытого типа». «Сегодня уже достаточно регламентирующих деятельность стивидоров документов, соблюдение которых позволит поддерживать экологическую остановку вокруг портов. Нет необходимости вводить новые понятия», — настаивает Тарасов.

«Не имеет смысла просто запрещать перевалку угля в портах, было бы логично ввести некие пороговые уровни загрязнений и в соответствии с ними классифицировать угольные терминалы. А уже потом экономическими мерами побуждать их сокращать вредные выбросы до приемлемых значений», — считает директор по стратегии АО «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Зато законопроект энергично поддерживают экологи. «Эта законодательная инициатива — отражение реальной проблемы, которая достала людей. Безусловно, закрытая перевалка улучшит качество воздуха вокруг морских угольных терминалов, — считает руководитель энергетической программы отделения Greenpeace в России Владимир Чупров. — Если в законе будет закреплен запрет на открытую перевалку угля, то это можно только приветствовать». Чупров признает, что внедрение закрытой перевалки скажется на себестоимости угля: судя по тому, что компании не спешат внедрять эту технологию, она действительно экономически критична. Но эксперты не смогли оценить, насколько увеличится стоимость перевалки в итоге внедрения новаций.

 

Нечем дышать

Это не первая попытка властей ограничить отрытую перевалку угля. Еще в 2014 году депутаты Законодательного собрания Приморского края подготовили законопроект по охране атмосферного воздуха вблизи морских портов с требованием в обязательном порядке применять современные технологии по охране окружающей среды. Тогда в Госдуме инициативе из Приморья не дали ходу.

Экологические проблемы жителей, вынужденных глотать угольную пыль, зимой смотреть на черный снег, а летом на черный прибой в бухтах, попали в федеральную повестку только после прямой линии с президентом в 2017 году.

Летом прошлого года школьник из Находки с говорящей фамилией Андрей Боль в телеэфире пожаловался Владимиру Путину на проблему с угольной пыли в городе из-за того, что этот вид топлива в порту перегружают открытым способом. «Как нам теперь жить?» — спросил ребенок. «Ничего хорошего в этом нет», — печально согласился с ним Путин. И пообещал посмотреть, как организована работа в порту, и урегулировать ситуацию, чтобы людям и экологии наносился минимальный ущерб.

Вскоре после телеэфира группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольгой Тимофеевой внесла в парламент законопроект, запрещающей открытую перевалку угля в населенных пунктах. В отзыве на документ говорилось, что поправки закроют возможность поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, а бюджет недосчитается 22 млрд. рублей. В итоге после обсуждения с участниками рынка депутаты сильно переработали проект: убрали из него запрет на открытую перевалку угля, заменив его обязательством для портов и стивидоров проводить мероприятия по снижению выбросов угольной пыли в воздух до установленных норм ПДК.

Чтобы выполнить эти требования, в марте 2018 года девять предприятий Приморского края заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве с администрациями Приморского края и Находкинского городского округа. Стивидоры взяли на себя обязательства направить на охрану охране окружающей среды более 1,5 млрд рублей до 2020 года.

На ситуацию с угольной пылью отреагировало и федеральное правительство. В мае 2018-го оно приняло распоряжение N 968-р по актуализации справочника наилучших доступных технологий (НДТ) «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)». В него добавили перевалку угля. Теперь Минпромторг, Минприроды, Минтранс, Роспотребнадзор и Росстандарт должны в течение года актуализировать НДТ, и эти стандарты будут обязательны для стивидоров.

 

СПРАВКА

Добыча угля в России в 2017 году составила 408,8 млн тонн, что на 5,7% больше уровня предыдущего года. Экспорт вырос на 15,2%, до 186,9 млн тонн. Импорт угля увеличился на 15,6%, до 23,21 млн тонн. Поставки российского угля на внутренний рынок выросли на 1,6%, до 169,9 млн тонн, подсчитали в Центральном диспетчерском управлении ТЭК РФ. Среди крупнейших угольных компаний в прошлом году лучший результат показали: СУЭК — 107,7 млн тонн угля (+2,2%), УК «Кузбассразрезуголь» — 46,5 млн тонн (+4,8%), ХК «СДС-Уголь» — 24,7 млн тонн (+0,5%), «Востсибуголь» — 13,8 млн тонн (+5,1%).

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы