Экономика

Уголь в российских портах: с каждым годом пыли будет все больше

Перевалка угля в порту города Находка стала настоящей бедой для местных жителей. Представители терминалов уверяют, что используются системы пылеподавления и защитные сетки, однако мощностей все равно не хватает: город накрывается угольной пылью. К тому же нередко уголь переваливают открытым способом. Похожая ситуация наблюдается не только в Находке.

 

С такими же проблемами неоднократно выступали жители поселка Ванино, Советской гавани и Владивостока. В других регионах страны ситуация ненамного лучше: на черную пыль и загрязнение жаловались жители Мурманска, Калининграда и Туапсе. Морские порты идут на рекорды, с каждым годом все больше увеличивая отгрузку угля в азиатские страны, при этом забывая об экологии городов и здоровье граждан, и в будущем эта проблема будет только усугубляться.

 

Сколько угля мы продали за рубеж?

На протяжении последних лет Россия уверенно наращивала экспорт угля, несмотря на то, что цены на мировом рынке оставались низкими. По расчётам Bloomberg, с 2013 по 2016 год они упали более чем в два раза – с 75 долларов до 49 долларов за тонну. В стоимостном выражении экспорт регулярно сокращался и достиг 8,8 млрд долларов.

Однако при низком курсе рубля продавать уголь за рубеж все равно было выгодно, поэтому в физическом выражении экспорт ежегодно становился больше. По итогам 2016 года мы экспортировали 165 млн тонн угля, это почти на 8% больше, чем в 2015 году.

1 coal

Дополнительную поддержку нашему экспорту оказал рост спроса со стороны Китая в связи с сокращением своего собственного производства, а также перебои с австралийскими отгрузками из-за плохих погодных условий в регионе.

Главный покупатель российского угля – Южная Корея. В эту страну в 2016 году мы экспортировали 24,75 млн тонн угля: это на 28% больше, чем в 2015 году. На втором месте – Япония с объемом поставок в 18,5 млн тонн, а на третьем – Китай, куда мы ввезли в прошлом году15,98 млн тонн угля. Среди других крупных покупателей российской продукции – Турция, Великобритания, Украина и Нидерланды.

2 coal

В последние годы вектор нашего угольного экспорта все больше смещается в сторону стран азиатского региона: помимо тройки лидеров – Китая, Южной Кореи и Японии – мы наращиваем поставки в другие страны региона. Так, экспортные поставки в Северную Корею в 2016 году выросли на 16%, в Индию – на 5%, поставки во Вьетнам увеличились в четыре раза, а в Таиланд – в 4,8 раза. Вся эта нагрузка ложится на порты Дальневосточного региона.

 

Дальневосточные рекорды

По сравнению с другими регионами страны регионы Дальневосточного федерального округа стали нашими угольными воротами в Азию. Порты стремительно наращивают объемы перевалки, а стивидоры строят новые мощности. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов России, через морские терминалы региона за прошлый год прошло 185,5 млн тонн груза, при этом рост составил 8,3% по сравнению с 2015 годом. Это почти треть всего нашего грузооборота. Из них 81,8 млн тонн пришлось на перевалку угля, 99% которого составляли экспортные поставки. Перевалка угля выросла почти на всех терминалах в регионе.

Крупнейшим угольным стивидором года стал АО «Восточный порт», входящий в состав портового угольного холдинга ООО «Управляющая портовая компания». Его объем перевалки достиг 23,5 млн тонн угля, увеличившись к 2015 году на 3,4%. Таким образом, компания установила новый для России рекорд.

3 coal

 

Планы на будущее

Большинство стивидорных компаний с оптимизмом смотрят в будущее: они ожидают, что спрос со стороны азиатских стран, и, прежде всего, Китая будет только расти. В 2016 году Ассоциация угольной промышленности Китая сделала прогноз, что суммарное потребление угля в стране будет расти в среднем на 2% в год и вырастет до 4,3 млрд тонн, при этом около 1 млрд тонн будет закупаться на внешних рынках, и Россия в свою очередь всеми силами будет пытаться занять эту нишу.

Министерство энергетики РФ тоже делает ставку на рост производства и рост экспорта. Заместитель министра Анатолий Яновский отметил, что сегодня внутреннее потребление угля стагнирует, однако добыча будет увеличиваться в среднем на 3,1% в год, обеспечивая ежегодный рост экспорта в среднем на 2,7-3,3%.

Международное энергетическое агентство тоже считает, что спрос на уголь будет увеличиваться. По мнению экспертов, мировой спрос на уголь вырастет на 200 млн тонн и достигнет 5,64 млрд тонн к 2021 году. Его обеспечат Индия, Южная Корея, Турция, Вьетнам и Индонезия. При этом рынок по-прежнему будет перспективным, и благодаря этому Россия сможет увеличить экспорт угля в Азиатско-Тихоокеанский регион с 85 млн до 120 млн тонн к 2030 году. МЭА отмечает, что в этих странах идет устойчивый демографический рост, и на фоне роста промышленности они еще долго не смогут перейти на иные источники энергии, а потому по-прежнему будут покупать уголь.

Чтобы справиться с возможным потоком в портах, компании анонсировали строительство новых мощностей. Так, в Ванино собираются строить угольный терминал мощностью 24 млн тонн, в северо-восточной части залива Находки – еще 20 млн тонн и такой же мощности – в порту Восточный. Однако построены они будут не ранее 2020 года. Кроме того, есть и другие многомиллиардные проекты. Стивидоры заверяют, что новые мощности будут соответствовать экологическим стандартам, будут созданы заграждения, будут использоваться водяные пушки и другие технологии.

Однако если порты не справляются с загрязнением уже сегодня, то получится ли у них это, когда экспорт возрастет еще больше?

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы