Экономика

Новый вице-премьер Юрий Борисов начал ревизию верфей

Новый вице-премьер по оборонке Юрий Борисов проинспектировал входящий в АО «Объединенная судостроительная корпорация» петербургский Балтийский завод. На очереди — дальневосточный завод «Звезда», контролируемый консорциумом «Роснефти» и «Газпромбанка». Ревизорам предстоит сопоставить возможности обеих верфей и решить, какая из них все же достойна крупнейшего в новейшей истории России контракта на строительство супермощного атомного ледокола проекта «Лидер» за 70 млрд рублей.

Знакомство с куратором
Экс-замминистра обороны по вооружениям, а теперь зампред федерального правительства по оборонке Юрий Борисов, сменивший на этом посту Дмитрия Рогозина, прибыл на Балтийский завод в сопровождении президента государственного АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексея Рахманова. Вместе с ними были и представители Минпромторга и Росатома (по его заказу завод строит для Северного морского пути три атомохода — по 60 мВт каждый). Комиссия должна была решить, достоин ли завод заказа государственной важности.

Ревизоры осмотрели производственные мощности и провели совещание межведомственной рабочей группы по строительству мощнейшего в истории человечества атомного ледокола «Лидер» (120 мВт), рассказали источники ПРОВЭД. Однако решение пока не принято. Крупнейший в истории российского судостроения заказ с высокой долей вероятности перехватит строящийся на Дальнем Востоке в городе Большой Камень судостроительный комплекс «Звезда» за 145 млрд рублей. Его возведение курирует лично Игорь Сечин, глава государственной нефтяной компании «Роснефть», состоящий в хороших отношениях с президентом РФ Владимиром Путиным. Говорят, Сечин уже неоднократно обращался к Путину, чтобы заказ государственной важности достался «Звезде».


Важность проекта
Для России этот проект стратегически важный — супер-ледокол должен обеспечить круглогодичную проводку грузовых судов по всей протяженности Северного морского пути. Судоходство по нему ведется и сегодня, но в данный момент в мире нет ни одного ледокола, способного проводить суда в Восточной Арктике с коммерчески выгодной для российских грузовладельцев (нефтегазовых компаний) скоростью — 10-12 узлов. И «Лидер» позволит энергично вывозить арктические ресурсы на мировой рынок.
В конце 2017-го на Ямале заработала первая очередь завода «Ямал-СПГ» мощностью 17,4 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Это проект компании «Новатэк» Леонида Михельсона по освоению Южно-Тамбейского месторождения, потенциал которого — в 926 млрд кубометров газа и 30 млн тонн жидких углеводородов. На соседнем Гыданском полуострове компания Михельсона готовится запустить аналогичные проекты, первым из них станет «Арктик СПГ-2» (18,3 млн тонн СПГ в год). Свои проекты в Арктике развивают «Газпром нефть», «Роснефть», «Норникель», «Востокуголь» и другие экспортеры российских природных богатств.
По данным Минтранса, в 2016 году по СМП перевезено 7,48 млн тонн грузов, из которых 4 млн тонн пришлось на минеральное сырье. Минпромторг прогнозирует к 2030 году увеличение грузопотока до 41 млн тонн по базовому сценарию и 72 млн тонн — по оптимистическому. То есть по самым скромным подсчетам за ближайшие десять лет грузопоток по Севморпути вырастет в 5,5 раза. И чтоб справиться с ним, нужны новые ледоколы. Кроме того, Россия хочет привлечь на северный маршрут иностранные судоходные компании, чтобы за их счет компенсировать траты на строительство ледоколов и инфраструктуры самого короткого морского пути между Азией и Европой. Впрочем, пока судоходные линии не спешат покидать южные моря.


(Эскизный проект перспективного ледокола «Лидер» разработало ФГУП «Крыловский государственный научный центр», а эскизный проект готовило ЦКБ «Айсберг»)

Борьба за атомоход
С момента возникновения идеи строительства «Лидера» предполагалось, что его получит Балтзавод. Предприятие имеет опыт строительства аналогичных по принципу действия атомных ледоколов и сформированный пул поставщиков. Сегодня на верфи строятся три атомных ледокола проекта 22220 вдвое меньшей мощности.
Сроки их сдачи сдвигались уже несколько раз, что вряд ли можно считать преимуществом петербургской верфи. К тому же производственные мощности Балтзавода уступают возможностям предприятия в Большом Камне. Приморская судоверфь строится почти с нуля и в следующем году получит в свое распоряжение сухой док, который значительно облегчает процесс создания крупнотоннажных судов.
Впрочем, по информации ПРОВЭД, технические характеристики сухого дока недостаточны для полного цикла строительства «Лидера»: для достройки судно нужно будет вывести на достроечную набережную, так как док не выдержит полного веса атомохода.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы