Общество

Контрабанда экзотов: судя по числу задержанных, таможня явно недорабатывает

В прошлом году Домодедовская таможня пресекла контрабанду 260 животных, находящихся под угрозой исчезновения. В пресс-службе таможни рассказали ПРОВЭД о случаях 2017 года, а эксперты прокомментировали ситуацию с контрабандой диких животных в целом.

 


Крупный «улов»

В январе прошлого года сотрудники Домодедовской таможни пресекли незаконный ввоз крупной партии рептилий и насекомых из Дубая. Как сообщает пресс-служба, обнаружить контрабандиста помогла служебная собака при проведении таможенного контроля пассажиров. В спортивном рюкзаке гражданина РФ, прибывшего рейсом Дубай – Москва, нашли более двух сотен ящериц, хамелеонов, тараканов, жуков и сверчков. Контрабандист перевозил их в пластиковых коробках и ампулах, которые были завернуты в спальный мешок и помещены в рюкзак. Из-за неправильных условий транспортировки 12 особей погибли.

Пассажир пояснил, что прибыл из Мадагаскара транзитом через Дубай. Рептилий и насекомых он приобрел для личного пользования на местном рынке за $150. Партию живого груза изъяли и передали в Московский зоопарк. По результатам таможенной экспертизы стоимость животных составила более 1 млн рублей. Было возбуждено уголовное дело по ст. 226.1 (контрабанда особо ценных диких животных).

В марте 2017 года сотрудники таможни пресекли незаконный ввоз 15 детенышей обезьян. При проведении контроля багажа пассажиров, прибывших рейсом Хошимин – Москва, служебная собака указала на две картонные коробки. В багаже, принадлежащем 45-летней гражданке Узбекистана, таможенники нашли 15 приматов. Животные находились в пластиковых клетках для транспортировки животных. Разрешительные документы, необходимые для ввоза животных в Россию, у пассажирки отсутствовали. Гражданка заявила, что привезла обезьян для знакомого, который должен был ее встретить.

Приматов изъяли и отправили в Центр передержки диких животных. Экспертиза показала, что приматы относятся к виду «Яванские макаки», их стоимость оценили почти в 1,5 миллиона рублей. Было возбуждено уголовное дело по ст. 226.1.

«В целом за последние три года наблюдается тенденция уменьшения случаев контрабанды диких животных. В 2015 году было предотвращено 3 случая, изъято 195 особей, в 2016 – 4 случая, 240 особей, в 2017 – 2 случая, 260 особей. Наиболее часто объектом контрабанды являются обезьяны, черепахи, ящерицы, птицы, – сообщили в пресс-службе Домодедовской таможни.

Незаконное перемещение диких животных влечет за собой административное или уголовное наказание – в зависимости от стоимости животных и их редкости, напомнили в таможне. Это статьи 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и ограничений», 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование» и упомянутая статья 226.1 УК РФ «Контрабанда […] особо ценных диких животных».

 

Юлия Бикбулатова, сотрудник пресс-службы Московского зоопарка:

– Как правило, контрабандисты выбирают самые редкие, краснокнижные виды. В партии из Домодедово в 2017 году были в основном ящерицы и хамелеончики и все очень редкие. Условия транспортировки были ужасные – там и пробирки были, и пластиковое яйцо от киндер-сюрприза. Очень много ящериц и хамелеонов были беременными – их отловили именно в период размножения. К счастью, они выжили. Вообще выжили почти все – погибли примерно 20 особей.

Сейчас в московском зоопарке действует специальная экспозиция, где демонстрируется «конфискат». Самые редкие, экзотические виды – это изумрудный варан из Новой Гвинеи, несколько видов хамелеонов, обитающих только на Мадагаскаре и соседних островах, звездчатая черепаха со Шри-Ланки, коробчатая черепаха из Мексики. Все они – под угрозой исчезновения.

Мы показываем и самих животных, и также демонстрируем те контейнеры, в которых их перевозили, чтобы дать понять людям: не нужно покупать редких экзотических животных на черном рынке. Ведь именно спрос рождает предложение, спрос на них толкает контрабандистов на преступление.

Важно еще вот что: покупая экзотических животных на черных рынках, люди не задумываются о том, что их укус может быть смертельным. Об этом вообще никто не думает. А ведь это очень опасно.

 

Валерий Кузенков, биолог-охотовед, заслуженный работник охотничьего хозяйства:

– Огромный черный рынок торговли экзотическими животными существует во всем мире, не только у нас в стране.

Все животные, которые въезжают к нам в страну, должны иметь документы. Они должны быть сертифицированы. Если документов нет, то животное, скорее всего, редкое, экзотическое. Существует международная Красная книга, и всегда можно понять, является ли животное редким, запросив страну, из которой это животное вывезено. Биологи страны, откуда вывезен, скажем, удав или обезьяна, дадут заключение органам, сделавшим запрос. Контрабандиста можно осудить как по законам нашего государства, так и по законам страны, откуда он животных привез.

Это большая работа, которая должна делаться таможней и еще двумя госструктурами – Росприроднадзором и Россельхознадзором. Но проблема в том, что эти организации практически ничем не занимаются. И мы, биологи, давно уже говорим о том, что пора создать эффективную организацию, которая взяла бы на себя их функции. Условно говоря, «службу рыбы и дичи», которая подчинялась бы непосредственно президенту. Это должна быть хорошо натасканная служба, полусиловая структура. Надо написать соответствующую законодательную базу, на которую будут опираться работники данной структуры, и это будет эффективно.

Судя по числу задержанных контрабандистов – два-три случая в год, – таможня явно недорабатывает. К тому же не всегда понятна дальнейшая судьба контрабанды. Я помню, несколько лет назад меня пригласили на таможню на трофеи из Таджикистана – рога, шкуры и так далее. Никаких документов не было. Установили, что убиты были действительно краснокнижные животные архары Марка Поло, незаконно добытые. Судьба трофеев осталась неизвестной – на запросы, которые я тогда писал как главный редактор журнала «Охота», таможенники не отвечали. А ведь это огромный рынок, огромные деньги. За возможность произвести выстрел на архара Марко Поло американские охотники выкладывают порядка $30-40 тысяч.

Система не работает. Должна быть отдельная федеральная служба. Современный Росприроднадзор свои функции не выполняет. А у нас сегодня четыре инспектора охотнадзора на всю Ивановскую область – как они отследят незаконный отлов?

В нашей стране черный рынок торговли животными никак не регулируется. Раньше была организация «Зоообъединение», она существовала в системе Главохоты, была общесоюзная, и специалисты занимались отловом диких животных для цирков, зоопарков и продажи в зоомагазинах и прочее. Была целая система, которая контролировалась государством. Сейчас ничего этого нет, и пока наше государство не поймет, что животный мир – это экономика России, это социалка, это занятость населения, у нас не будет ничего хорошего. Надо срочно создавать законодательную базу для охраны экзотических животных.

В мире уже отработаны механизмы работы таких служб. Скажем, при ввозе в США охотничьих трофеев из других стран вы можете воспользоваться только определенными аэропортами, где действует спецслужба, способная дать адекватную оценку ввозимым трофеям. В любом другом аэропорту ваши трофеи просто изымут и уничтожат. По аналогии должна вестись работа и по ввозу живых экзотических животных.

 
Партнеры:
Похожие материалы