Таможня

Рынок редких животных в России: спрос стабилен

Незаконная торговля редкими животными – один из наиболее доходных видов теневого бизнеса, больше денег приносит лишь контрабанда наркотиков и оружия. Потворствуют этому "любители" живой экзотики. Механизмы борьбы есть, но используются далеко не во всех случаях.

Казалось бы, что плохого в том, что состоятельный человек хочет коллекционировать ящериц или, скажем, экзотических кошек? Проблема в том, что многие из них близки к вымиранию, а в ходе отлова и транспортировки большая часть животных гибнет. Кроме того, даже у тех, кто благополучно добрался до конечного покупателя, не очень много шансов оставить потомство, так что для общей популяции они потеряны. Кроме того, тут начинает работать своеобразный замкнутый круг: чем реже животное, тем оно ценней для недобросовестных коллекционеров, а чем больше идёт отлов, тем реже оно становится в естественной среде обитания. Из-за стараний коллекционеров на грани вымирания оказались многие прекрасные животные, например, гиацинтовый ара.

ara

В России государство на подобный бизнес реагирует не слишком активно, на высоком уровне тема практически не поднимается. Тем не менее, здесь есть некоторые подвижки. В первых числах апреля Тихорецкая межрайонная прокуратура Краснодарского края выявила пять сайтов, на которых массово продавались краснокнижные виды.

«На выявленных сайтах можно было купить манула, белого медведя и леопарда, стоимость которых составляла от 100 до 500 тысяч рублей. С целью устранения нарушений закона в суд было направлено 5 исковых заявлений о запрете доступа к данным интернет-ресурсам и признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации», – сообщили в прокуратуре. Приведенные правоохранителями примеры продающихся животных – ещё не самые страшные. На одном из сайтов предлагаются шимпанзе за 1 миллион 200 тысяч и орангутанг за 1,3 – 1,9 миллиона рублей.      

Как сообщила нам координатор проектов по сохранению видов Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Наталья Дронова, адекватной статистики, которая бы отражала число ввезенных в страну редких  животных, нет. 

popugai

 «Масштабный трафик животных появился только после открытия границ в начале 90-х. Поначалу это были крупные рептилии, попугаи и приматы. Люди пытались содержать больших обезьян в домашних условиях. Они наивно полагали, что те будут вести себя спокойно и ходить в памперсах. А те кусались и вели себя агрессивно. Это и сейчас есть, но меньше. Очень многие обезьяны потом попадали в приюты для животных. Сейчас ввозятся более мелкие приматы: лори, лемуры и игрунки. Что касается рептилий, то была особая мода на то, чтобы испугать гостей, принеся в гостиную питона или удава. Сейчас этого намного меньше», - рассказала она.  

Сегодня в России сложился четкий рынок торговли дикими животными, есть профессиональные  перевозчики, оптовые и розничные продавцы. С птичьих рынков торговля полностью переместилась в интернет. На специализированных сайтах продаются уже ввезенные в Россию животные, там же  коллекционеры могут сделать заказ на любой интересующий их вид. 

«Продаются даже самые редкие виды, даже человекообразные обезьяны. Недавно я случайно познакомилась с учительницей, которая купила себе в квартиру гиббона. Стоит он 450 тысяч, ей даже пришлось брать кредит в банке», - поделилась Наталья Дронова. Кроме того, существует высокий спрос на крупных кошек: тигры, леопарды, сервалы и каракалы. Не стоит забывать и о том, что животные не только ввозятся в страну, но и вывозятся из нее. На внешний рынок нелегально поставляют медвежат, тигрят и хищных птиц.

Торговля редкими видами животных регулируется конвенцией СИТЕС. Приложение I конвенции включает виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Коммерческое использование таких животных запрещено. Для видов, входящих в этот список, нужно не только разрешение на экспорт, данное страной, из которой вывозят животное, но и разрешение на импорт, выдаваемое Росприроднадзором. Соответственно, по легальному ввозу животных из первого приложения есть четкая статистика. Напротив, для ввоза животных входящих во второе приложение статистики нет – для них нужно только разрешение на экспорт. На таможне их просто пропускают по этим разрешениям, статистики нет. Но в любом случае все это лишь верхушка айсберга – большая часть редких животных попадают в Россию незаконно. 

tigr

Так, в Северо-Западном таможенном управлении нам сообщили, что в 2014, 2015 и 2016 годах на таможенных пунктах СЗТУ не было зафиксировано ни одного факта незаконного провоза животных-объектов СИТЕС. Всего же в 2015 году таможенные органы РФ по фактам контрабанды объектов СИТЕС возбудили 13 уголовных дел. При этом уголовные дела возбуждаются лишь в тех случаях, когда стоимость партии превышает миллион рублей, в иных ситуациях это лишь административное правонарушение. На Дальнем Востоке таких дел в прошлом году было 206, причём речь идёт не только о живых особях, но и так называемых дериватах (частях тел) животных и растений. Учитывая масштабы торговли на черном рынке, задержать удается далеко не всех.

«То что в СЗТУ таких задержаний нет – еще не значит, что провозов не было, - считает эксперт WWF. - Действительно, очень большая часть контрабандных животных попадают в Россию через Москву. Но в Петербурге такие животные тоже, разумеется, продаются, и далеко не все они поступают из Москвы. Животных привозят в Россию и морским транспортом. Можно предположить, что на таможне их не замечают, в том числе, по коррупционным причинам. По крайней мере, раньше мне об этом прямо говорили некоторые торговцы. Как обычно, все зависит от человеческого фактора и воли отдельных таможенников пресекать незаконное перемещение. В любом случае, даже в Москве такие задержания очень редки, изымается крохотная часть ввозимых животных». Каждый раз перед таможенниками, задержавшими живой груз, встает вопрос: куда его определить? К сожалению, не существует специально оборудованных центров для передержки задержанных животных, особенно в регионах.

turtles

Есть ещё один источник поступления экзотов на рынок: многие редкие виды уже размножаются в неволе, сколько их – никто не знает. Животные из всех этих источников смешиваются при продаже, и разобраться в происхождении конкретной особи бывает невозможно. В итоге, полной и объективной картины того, что происходит сейчас в этой сфере в России, нет ни у кого.

В случае задержания животного, его судьба в каждом конкретном случае решается Росприроднадзором, чаще всего их направляют на временное содержание в специализированные центры. Часто судебная волокита, которая должна определить судьбу этих животных, длится годами. Так что на практике место передержки оказывается местом их постоянного содержания, порой пожизненного.

В Москве, где случаев изъятия особенно много, животных, как правило, направляют в Центр передержки диких животных Департамента природопользования Москвы. Вот  только последние случаи:

23 марта на таможне в аэропорту Домодедово была задержана россиянка, которая пыталась вывезти во Вьетнам 142 черепахи и 28 ящериц, якобы, в подарок другу. По предварительным оценкам, животные входят в перечень СИТЕС.

4 февраля в Шереметьево был задержан прибывший рейсом из Мексики гражданин РФ, который перевозил трех черепах и 40 ящериц, животные направлены на карантин. По данным, полученным от герпетологов Московского зоопарка, две черепахи относятся к слоновым черепахам, а еще одна – коробчатая юкатанская, оба вида являются краснокнижными. Что касается ящериц, то три из них – это аброния древесная, которая также охраняется Международной красной книгой и конвенцией СИТЕС. Аброния - крайне редкий эндемичный вид (распространен только в Мексике), очень плохо живущий в неволе, ей необходимы особые условия содержания. Остальные ящерицы – черная игуана Вейгмана, не являющаяся редкой. Все особи - это детеныши.

20 января, также в Домодедово, был задержан гражданин Вьетнама, который перевозил в чемодане 5 обезьян и 5 лори. По его словам, он привез животных для своего друга, который занимается торговлей животными в России. Животные оказались детенышами обезьян лапундеров и тонких лори, которые входят в список СИТЕС. Специалисты Центра передержки отмечают, что животные поступили в очень плохом состоянии – были истощены и замерзли, их перевозили в маленьких клетках в одном чемодане.

monkey

«Подобные случаи, когда животных в ужасных условиях незаконно привозят из других стран – не редкость. При этом многие из животных погибают уже по дороге. Мы сотрудничаем с органами таможни, полицией, общественными экологическими организациями для того, чтобы пресекать подобные случаи, - подчеркивает руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. - Но для того чтобы полностью искоренить этот незаконный оборот редких животных, необходимо, чтобы люди осознали, что спрос на экзотических животных рождает предложение, и перестали покупать таких животных, особенно на черном рынке, через интернет».

С господином Кульбачевским трудно не согласиться, источником проблемы являются не столько торговцы, сколько конечные покупатели. Они вовсе не наивны и, в большинстве случаев, прекрасно понимают, что имеют дело с незаконным товаром. Для некоторых недостаточно развитых людей редкие животные служат показателем статуса или возможностью выделиться из толпы (за неимением иных способов). И пока «перевоспитание» этих людей не произошло, ответственность несет таможня и, увы, далеко не всегда справляется.   

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы