Политика

Большая иерусалимская неожиданность Дональда Трампа

Решение президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля лишь на первый, неискушенный взгляд выглядит скоропалительным и импульсивным. В действительности оно было ожидаемым и логично вытекало из всей подготовительной работы по переформатированию Ближнего Востока, проводимой его доверенным лицом и по совместительству зятем Джаредом Кушнером и руководимой им командой почти весь предшествующий год. Его нельзя рассматривать изолировано от прочих договоренностей и соглашений между США с другими влиятельными игроками в регионе.

 


Хорошо подготовленная импровизация

Официальное заявление Госдепартамента о том, что отныне Иерусалим – столица государства Израиль и последующее публичное выступление американского президента на этот счет всколыхнули весь мир. Палестинцы ожидаемо объявили о начале очередной протестной «интифады», руководители различных государств дежурно выразили свою озабоченность судьбой мирного процесса в регионе, Лига арабских государств объявила об очередном экстренном заседании и так далее. Цепная реакция и события стали множиться с такой быстротой, так что попытки их осмысления не поспевают за ходом происходящего.

В действительности, Дональд Трамп совершенно прав, заявляя, что США де юре признали положение, фактически существующее уже половину столетия. Оккупированный израильтянами в ходе шестидневной войны 1967 года Восточный Иерусалим был административно объединен с Западным и признан ими «единой и неделимой столицей» в 1980 году. В 1995 году Конгресс США одобрил законопроект о признании Иерусалима столицей Израиля, но президенты Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и Барак Обама не подписывали этот документ. Дональд Трамп, не подверженный пороку малодушия своих предшественников, 6 декабря текущего года данный законопроект утвердил, решительно разрубив гордиев узел палестино-израильских противоречий. Тем самым он просто выполнил одно из своих предвыборных обещаний.

В заявлении американского Госдепа говорится: «Перед тем, как президент принял свое решение, мы советовались со многими своими друзьями и союзниками». И это соответствует действительности. Со многими, но не со всеми. Те, которых Дональд Трамп проигнорировал, включая великие и малые державы и даже непосредственного соседа Израиля – Иорданию, чувствуют себя особенно оскорбленными. Но нынешний американский президент, сторонник политики свершившихся фактов (Fait Accompli) в международных отношениях, принимает свои решения так, как это делает настоящий бизнесмен его калибра – концентрируется на главном, включая партнеров, оставляя несущественные детали и связи за бортом. А подготовка «иерусалимской неожиданности» проводилась и весьма интенсивно.

Команда президента, составленная из лиц, пользующихся его доверием, почти год, презрев тонны законсервированной бумажной мудрости, пыталась разобраться в хитросплетениях современной ближневосточной политики, проводя многочисленные очные встречи с палестинцами, израильтянами и всеми, кто был непосредственно вовлечен в палестино-израильскую проблему. Джаред Кушнер совершил многочисленные поездки на Ближний Восток, где вел тет-а-тет беседы с ближневосточными лидерами, что, кстати, вызывало законное раздражение нынешнего госсекретаря Рекса Тиллерсона, перед которым Кушнер не отчитывался. Разработанный командой под его руководством комплексный план переустройства региона должен был быть официально представлен в ближайшее время, однако его появление опередил президентский вердикт. Какие при этом были достигнуты неофициальные договоренности, никто не знает, однако то, что таковые, естественно, имеются, можно судить по поведению некоторых лидеров.

По сообщениям западных и арабских экспертов, о предстоящем признании Иерусалима столицей Израиля главе Палестинской автономии Махмуду Аббасу, сообщил саудовский «король на низком старте» Мухаммад бин Сальман еще в начале ноября, вызвав его на ковер. Помимо этого ошеломительного известия известный своей решительностью молодой наследный принц огорошил растерявшегося палестинского лидера и иными предложениями, а именно:

а) палестинцы получат свое государство, но только в пределах несоприкасающихся между собой участков на Западном берегу р. Иордан;

б) они смогут пользоваться только ограниченным суверенитетом на собственной территории;

в) большая часть израильских поселений на Западном берегу останутся;

г) палестинские беженцы и их потомки не получат права вернуться на землю предков.

Услышав подобное из уст лидера одного из самых влиятельных государств арабского мира, палестинский президент, по слухам, вернувшись в Рамаллу, стал в панике обрывать телефоны влиятельных мировых и региональных лидеров, жалуясь, мол, «обидели сироту». Однако в ответ ничего, кроме выражения недоуменного сочувствия и озабоченности он не услышал.

Официальный Вашингтон и Эр-Рияд никогда публично не признавали существование некого подспудного согласованного плана нового регионального переустройства. А неофициально даже многие высокопоставленные американские деятели разводили руками, сетуя, что им также мало чего есть сказать, поскольку все планирование ведется в узком кругу посвященных. Достоверно известно лишь то, что сообщил сам Джаред Кушнер 3 декабря на ежегодной встрече американских и израильских лидеров Saban Forum: «Мы знаем, в чем заключается план. Палестинцам известно, о чем мы говорили с ними. И израильтяне осведомлены о наших с ними переговорах».

Другим косвенным доказательством наличия неформального сговора между США, Саудовской Аравией и Израилем может служить циркулярная записка, разосланная советником Королевской канцелярии в ранге министра Саудом аль-Кахтани представителям саудовских СМИ, в которой он призывает их воздержаться от публичного обсуждения высказываний Дональда Трампа от 7 декабря, дабы «не возбуждать общественное мнение и не провоцировать ненужные протесты».

 

Время не ждет

Так что решение по Иерусалиму оказалось вполне ожидаемым и не стало сюрпризом для вовлеченных лиц. Вопрос заключается лишь в том, почему оно последовало именно сейчас? Но тут мы вступаем в область предположений и догадок. Для Израиля, с момента своего создания в 1948 году пережившего 5 войн с арабскими соседями и постоянно сталкивающегося с палестинскими волнениями, нынешний период как нельзя более благоприятен. Его основные и сильнейшие военные противники – Ирак и Сирия – изолированы и ослаблены настолько, что не могут представлять серьезной военной угрозы. С соседними Египтом и Иорданией израильтяне имеют мирные договоры, а самая крупная арабская экономика, в прошлом неизменно финансово поддерживающая антиизраильскую активность арабов, сама напрашивается в друзья и союзники. Ливан пребывает в хроническом политическом кризисе. Палестинцы разобщены, их руководство коррумпировано до неприличия, погрязло во властных разборках и к тому же находится на полном иждивении международного сообщества. Опасаться, что арабы, как в прежние годы, выступят единым фронтом, Израилю сегодня нечего. Он сегодня выглядит как единственный центр стабильности и силы на Ближнем Востоке, что не может не привлекать американского президента, всегда ориентирующегося именно на мощь и влияние.

Вторым подстегивающим обстоятельством стало замирение Сирии. Как бы ни корежила Пентагон вынужденность признания российско-иранско-турецкой победы в сирийском конфликте, этот факт неоспорим. Как и то, что сегодня наметился переход к мирному восстановлению страны. Участившиеся рекомендации американских мозговых центров, в унисон советующих не давать ни цента помощи правительству Дамаска, а вкладывать средства исключительно в реконструкцию подконтрольных коалиции районов – верное тому доказательство. Призрак создания пресловутого «шиитского полумесяца» от Тегерана до Бейрута через Ирак и Сирию сегодня реален, как никогда. А Иран – такое олицетворение вселенского зла для Тель Авива, Эр-Рияда, Вашингтона и Абу Даби, что разного рода атавистические арабо-израильские противоречия по сравнению с ним – просто досадное недопонимание. И для закрепления на деле кулуарных договоренностей Джареда Кушнера с саудовцами и эмиратцами, сводящихся к созданию антииранской израильско-суннитской оси, всем сестрам должно быть роздано по серьгам. Израиль получил признание Иерусалима. Саудовская Аравия – карт-бланш на проведение зачистки олигархов, какими бы крупными в прошлом инвесторами в США они ни являлись. ОАЭ и КСА – полную поддержку своих антииранских устремлений и действий против шиитов в Йемене. Правда, первый дебютный ход – попытка ударить по Хизбалле (читай – по Ирану) на ливанской периферии, задействовав для этого загнанного в угол ливанского премьера Саада Харири, не удалась, но сказка только начала сказываться.

И последнее. Геополитика геополитикой, но американцы не были бы американцами, если бы в мутной ближневосточной воде не попытались сделать свой маленький гешефт. Семейный фонд, возглавляемый Джаредом Кушнером – один из крупных инвесторов в проекты строительства еврейских поселений на Западном берегу. А еврейско-американский миллиардер, владелец казино и щедрый жертвователь на президентскую кампанию Дональда Трампа Шелдон Адельсон попутно – один из крупнейших инвесторов Центрального фонда Израиля – некоммерческий организации в США, также финансирующей строительство поселений на Западном берегу.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы