Таможня

Интеллектуальный прорыв ЕЭК

Спустя несколько лет наконец-то появился документ, который определит порядок ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Евразийского экономического союза.

 


Защита уровня «пять плюс один»

Напомним, действующее таможенное законодательство предполагает существование национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) в каждой стране союза, а также единого для всех стран реестра. Однако если национальные реестры действительно функционируют, являясь инструментом борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в рамках внешнеэкономической деятельности, то единый реестр для всех стран-участниц долгие годы существует лишь формально – ни одного объекта в него не внесено.

Такая ситуация сложилась из-за наличия целого пласта юридических, фактических и даже политических факторов, не позволявших определить единый и фактически действующий механизм включения объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в единый для всего союза реестр. Правообладателю, таким образом, приходилось вносить принадлежащие ему ОИС в каждый из пяти национальных реестров, чтобы иметь возможность этим инструментом пользоваться. При этом, разумеется, национальные процедуры и сроки предоставления таможенной защиты прав на ОИС всегда были сопряжены с затратой дополнительных ресурсов правообладателей, а получить при этом единовременную защиту прав на всей таможенной территории ЕАЭС правообладатель не мог.

Евразийская экономическая комиссия разработала проект Регламента ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС.

«Принятие проекта Решения обеспечит функционирование Единого реестра, что, в свою очередь, создаст возможность предоставления единовременной таможенной защиты объектам интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС, а также приведет к минимизации временных (принцип «одного окна») и финансовых издержек (не взымается плата за включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр)», – указывает Департамент развития предпринимательской деятельности ЕЭК в информационно-аналитической справке к проекту документа.

Такое регулирование департамент-разработчик считает наиболее оптимальным, хотя и допускает альтернативный вариант решения проблемы. Например, есть возможность сохранения ныне действующего регулирования либо принятия рекомендаций Коллегии ЕЭК по данному вопросу. Однако существующее регулирование ЕЭК считает неудовлетворительным, а рекомендации Комиссии не будут иметь обязательного характера для стран союза, что приведет к дополнительным сложностям и несогласованности. По мнению ведомства, принятие такого нормативного акта поможет защитить не только интересы правообладателей, но и потребителей товаров, содержащих ОИС.

Регламент включает в себя требования к оформлению и рассмотрению заявления правообладателя, к составу представляемых сведений и документов, срок и порядок рассмотрения заявления. Также документ определяет порядок включения в ТРОИС объектов и их исключения из него, внесения в реестр необходимых изменений и дополнений, продления установленного срока защиты прав правообладателей на ОИС, а также порядок взаимодействия таможенных органов с ЕЭК при включении ОИС, внесенного в национальный реестр, в единый таможенный реестр союза.

 

Понятнее не стало

О самых интересных моментах документа ПРОВЭД рассказал представитель Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, который увидел в документе немало загадочного, нового и интересного.

Так, по его мнению, формулировка первого абзаца статьи 8 – «заявление подается заявителем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав…» –  бессмысленна, поскольку никаких оснований по факту не требуется, так как это обычное правомочие правообладателя.

Норму второго абзаца статьи 8 (а также подобную норму абзаца 2 статьи 13), в которой указано, что в качестве лица, представляющего интересы нескольких правообладателей, может выступать один из правообладателей тождественных (совпадающих во всех элементах) ОИС по договоренности с другими правообладателями, Анатолий Семенов также считает, мягко говоря, удивительной:

– Почему тождественных, если «использованием», согласно 1486 ГК РФ, считается в том числе «использование с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку»? Кто такие «несколько правообладателей»? Если один дилер уговорил совершенно разных правообладателей быть его представителем в РФ, он тоже может зарегистрировать якобы один товарный знак? А ничего, что это разные производители и не аффилированные между собой? А что с контролем качества, с выполнением основной функции товарного знака – различительной, как гласит Конституционный Суд РФ?», – спрашивает собеседник.

К слову, положения, касающиеся «множественных правообладателей», появляются и в других нормах документа.

Не понимает юрист и смысла абзаца 4 статьи 9, который предлагает в доверенности указывать ОИС и полномочия, которые правообладатель (или несколько правообладателей) передает представителю для обеспечения защиты прав на эти ОИС.

– Какие еще ОИС передают представителю? Доверенность – это односторонняя сделка на право действовать от имени доверителя, а не лицензионный договор (в котором предоставляют) и не договор отчуждения (в котором передают), –  считает Анатолий Семенов.

Законодатели в проекте регламента (пункт «а» статьи 16) предлагают в графе 1 ТРОИСа указывать наименование ОИС с приложением файла, содержащего изображение ОИС (в том числе объекта авторского права), которое можно распечатать в формате 8x8 см, а расширение файла при этом должно быть JPG, DOC или TIF.

– Оказывается, фонограмму или музыкальное произведение можно подать в файле перечисленных типов, позволяющем распечатать его с соблюдением указанного формата. Ну кто ж не знает про MP3 или AVI. Особенно очарователен пункт «з» этой же статьи: народ не в курсе, что авторское право (как и смежное) возникает по факту создания объекта права, а не в связи с какими-то бумажками. Очень мил и третий абзац этого же пункта про сроки. Оказывается, есть неопределенные сроки и в этом случае надо указывать слово «Автор». И пункт «к» тоже: теперь у нас непонятные множественные правообладатели могут давать «стоп-лист» по своим конкурентам в отношении даже оригинальных товаров, – не без сарказма комментирует данные нормы Анатолий Семенов.

Возникают у эксперта вопросы и к статье 48 регламента, которая, к сожалению, не позволяет считать злоупотребление правом со стороны правообладателя основанием для исключения принадлежащего ему ОИС из реестра.

Общественные обсуждения по опубликованному проекту регламента продлятся до 25 ноября 2017 года. На Правовом портале ЕЭК помимо текста документа размещен опросный лист, который могут заполнить все желающие, высказав свое мнение и предложения по проекту.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы