Экономика

"Единое окно" без эффективного контроля

Про «Единое окно» наше издание  писало неоднократно. И вот 14 апреля на сайте ЕЭК было опубликовано Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08 апреля 2014 г. № 52 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».

 

Итак, по смыслу Основных направлений под «единым окном» понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность и участниками этой самой деятельности, позволяющий последним однократно представлять документы в стандартизированном виде, для того чтобы первые могли осуществлять свои контролирующие функции.

По замыслу создателей создание этого механизма позволит обеим сторонам процесса «упростить», «оптимизировать» и «повысить». В этих целях в качестве первоочередных мер предлагается:

- сблизить подходы по развитию национальных механизмов «единых окон»;

- назначить в каждом государстве-члене ТС уполномоченный орган с соответствующими полномочиями;

- принять единую концепцию «единого окна»;

- унифицировать состав сведений электронных документов, применяемых во внешнеэкономической деятельности;

- организовать информационное взаимодействие между всеми участниками процесса.

Координировать всю работу призвана непосредственно ЕЭК.

Учитывая то, что данные Основные направления имеют статус проекта, уже на этой стадии было бы неплохо выяснить, насколько они соответствуют ожиданиям бизнеса. Прокомментировать документ согласился директор проекта Single Window "Группа Морской Экспресс" Владимир Коростелев: 

«1. Вместо строгого следования детально сформулированным и повсеместно применяемым Международным рекомендациям СЕФАКТ ООН  по построению механизма "Единого окна" № 33 -(46 страниц), по гармонизации документов и данных для "единого окна №34 (39 страниц) и юридическим аспектам построения "единого окна" №35 (24 страницы) по неизвестной причине в рамках ЕЭК разработан собственный внутренний документ на 6 страницах "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ", в котором "своими словами" приводится новое определение "единого окна", как его понимают чиновники ЕЭК. При этом отсутствуют существенные требования, приведенные в вышеуказанных международных рекомендациях СЕФАКТ ООН.


2. В "Основных направлениях" при определении механизма "единого окна" во главу угла поставлен приоритет взаимодействия государственных (т.е. бюрократических) органов - в то время как в соответствии с Рекомендациями СЕФАКТ ООН механизм "единого окна" в первую очередь предназначен для УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ для участников внешнеэкономической деятельности и упрощения бюрократических процедур:
"Цель работы над упрощением торговых процедур как раз и заключается в облегчении и повышении эффективности процессов и процедур международной торговли для торговых кругов, администрации и других участвующих сторон".

3. Разработка механизма "единого окна" начинается с формирования единого ГАРМОНИЗИРОВАННОГО перечня данных, так как аппетиты чиновников проверять и требовать "дополнительную информацию, а также другие документы и данные" могут усмирить только международные стандарты и рекомендации.
Основой работы "Единого окна" в соответствии с международными рекомендациями №№33 и 34 является сокращенный гармонизированный единый для всех государственных контрольных органов (далее - ГКО) перечень информации, предоставляемой в "единое окно" . При этом объем требуемых данных сокращается в 15-20 раз (см. Рекомендацию №33).

Разработке гармонизированного перечня данных посвящена международная Рекомендация СЕФАКТ ООН №34. Модели данных "единого окна" (ГОТОВЫЕ, ПОВСЕМЕСТНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ) приведены в Модели данных Всемирной Таможенной Организации (ВТамО), формат передачи данных - в международном стандарте ЭДИФАКТ ООН. Однако Рекомендации СЕФАКТ ООН №№33, 34, 35 и международные стандарты ЭДИФАКТ ООН, модели данных ВТамО  на в тексте "Основных направлений" вообще не упоминаются (!!!).

4. В отсутствии применения международных стандартов  в подразделе 1 "Основных направлений" прописана необходимость "сблизить подходы по развитию национальных механизмов "единого окна". На самом деле, если вы в странах Таможенного Союза применяете единые и соответствующие международным стандартам Всемирной Таможенной Организации (ВТамО)  наборы данных для "Единого окна" а для представления данных в "Единое окно" требуете от участников ВЭД и таможенных служб (других ГКО) соблюдения ЕДИНЫХ международных стандартов электронного обмена данными ЭДИФАКТ ООН, то ничего сближать не нужно.
Переходите на единые международные стандарты в установленный срок, по истечению которого "сближение" закончится. Так реализовывается региональное "Единое окно" ЕвроСоюза, в котором все участники переходят на единый набор данных и формат представления с 01.06.2015. Европейская директива по этому вопросу №65 от 2010 года состоит из 4-х страниц, но содержит ссылки на конкретные стандарты, которые должны быть внедрены.

Если же таможенные службы 3-х стран таможенного союза наработают "собственные" форматы представления данных, не соответствующие международным стандартам, то процесс "сближения" их национальных  "единых окон" растянется на неопределенный срок  и потребует существенного финансирования. А при присоединении к Таможенному Союзу других государств с собственными информационными механизмами и внутренними форматами необходимость в процессе "сближения" будет возникать вновь и вновь.

ВЫВОД: расплывчатость формулировок "Основных направлений" вместо применения строгих и конкретных положений, взятых из международных рекомендаций СЕФАКТ ООН могут привести к запуску внутри ЕЭК продолжительного, затратного, вне четких технических и бюджетных рамок процесса построения чего-то аморфного под названием "единого окна", окончания которого  достичь невозможно.

ПРИЧИНА такого положения дел, как уже неоднократно высказалось участниками ВЭД, состоит в том, что в  ЕЭК существует механизм выделения финансирования совместных проектов, но отсутствует механизм контроля эффективности использования финансовых средств (отсутствует "счетная палата"). Хотя даже в РФ при наличии Счетной Палаты информационные системы ФТС России строятся без какого-либо соблюдения международных стандартов ЭДИФАКТ ООН и модели данных ВТамО. Однако все работы ГУИТом ФТС благополучно принимаются, все договора благополучно "закрываются". Свежий пример - построение информационной системы ФТС "Морской порт" (прототипа "единого окна"), который не соответствует никаким из вышеназванных международных стандартов».

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы