Экономика

Единое окно по-русски. Изобретение велосипеда

В Москве в Центре международной торговли состоялась практическая международная конференция, на тему "Современные информационные технологии и решения для упрощения международной торговли: глобальные вызовы и рекомендации для России". Мероприятие было организовано Некоммерческим партнерством профессионалов и участников внешнеэкономической деятельности "ПРОВЭД" (НП "ПРОВЭД"). В процессе конференции эксперты представили и обсудили современные российские и международные IT тенденции, а также последние решения в сфере упрощения международной торговли.

 

    С международными рекомендациями по внедрению механизма "Единого окна" (ЕО), а также об опыте внедрения в ЕС и СНГ новых требований в рамках ВТО рассказал сотрудник отдела транспорта Европейской Экономической Комиссии ООН Сергей Кузьмин.

   Рассказывая об использовании международных стандартов эксперт отметил, что, зачастую, в РФ  эти стандарты реализуются с большим опозданием. И это несмотря на то, что, являясь членом ВТО,  Россия приняла на себя обязательства  использовать принятые международные стандарты или их отдельные части в качестве основы для импортных или экспортных и транзитных процедур.

   Тем не менее, у каждой страны свои особенности, вследствие чего должны быть разработаны процедуры для совместного использования в рамках ВТО соответствующей информации и передового опыта в реализации международных стандартов. В случае необходимости, есть возможность определить конкретные стандарты, которые будут иметь особое значение для стран-участниц.

  Исходя из международных стандартов, участвующим в процессе органам и ведомствам рекомендуется повторно не требовать документацию или данные, если они уже были представлены через ЕО. Конечно,  если для этого нет конкретных оснований, чрезвычайных обстоятельств или иных исключений. При этом, они должны максимально, по мере своих возможностей, использовать информационные технологии для поддержки ЕО. С этим в России  как раз большая беда.

   Цена вопроса.

   Не стоит забывать, что все имеет свою цену. Существует ряд факторов,  влияющих на стоимость системы ЕО. Из основных можно прежде всего выделить размеры страны и общий объем ее торговли. Охват ЕО ( только транзит или экспорт/импорт, отдельные категории товаров). Немаловажный фактор - это охват ЕО с точки зрения регулирования ( в среднем, в регулировании торговли участвует порядка 20 агенств, в то же время, по данным Всемирного Банка, большинство действующих систем ЕО в среднем объединяют 3 агентства). Ну и конечно, общий уровень IT развития страны (интернет и т.д.)

  Если взглянуть на конкретную стоимость ЕО в отдельно взятых государствах, то, согласно данным,  приведенным на семинаре по ЕО в Чили (2013 год), к примеру средние прямые расходы  на создание ЕО в странах Латинской Америки оцениваются в 3-5 млн. долл. США. В Колумбии 5 млн; в Мексике ( прямые и косвенные) расходы-16 млн.

  Если говорить о прямых и косвенных расходах ( а для России это в высшей мере актуальная тема) в качестве примера можно привести Панаму. В данном государстве введение пилотного проекта ЕО обошлось в сумму порядка 2,8 млн. долл. США, а в целом в 20 млн. с учетом увязки ее с другими министерствами. Хотя России. наверное,  будет ближе пример Эквадора, где на создание системы пришлось выделить 100 млн. долларов. Если говорить в целом, то,  по данным ВТО, средняя стоимость создания ЕО колеблется в диапазоне от 5 до 50 млн. долларов - и это не очень большие деньги в сравнении с теми выгодами, что получает обладатель этой системы ( конечно,  при условии того, что она функционирует по-человечески).

Зачем изобретать велосипед?

   В РФ, несмотря на уже,  казалось бы,  официально действующую систему ЕО, не все так просто. О суровой действительности применения механизмов ЕО в системах информационного взаимодействия морских пунктах пропуска поведал руководитель рабочей группы по мониторингу МПП, зам. председателя общественного совета при Росгранице, директор проекта ООО "Морской экспресс" Владимир Коростелев

  По мнению Коростелева, адекватно работающую систему построить вполне реально и велосипед для этого изобретать не требуется.

  Еще в далеких 80-х годах рабочая группа по упрощению процедур международной торговли при Европейской Экономической комиссии ООН занималась разработкой единого бумажного документа, задача была - создать бумажный торговый документ, не имеющий "обратной стороны", чтобы его было удобно передавать по факсу. В рамках данной разработки, рабочая группа описала все возможные элементы данных, встречающихся в таможенных, торговых и транспортных документах, после чего выпустила справочник. Справочник внешнеторговых элементов данных был закреплен международным стандартом ISO 7372-86 и советским ГОСТОм 6.20.2-91. Каждому элементу данных было присвоено два обозначения (один в описательном виде и другой в виде кода). Первый стандарт,  который был разработан международной рабочей группой, был стандарт предоставления Инвойса (счета), далее появлялись другие документы и последовательно все пришло к единому административному документу (таможенной декларации).

  Впоследствии, из элементов,  представленных в справочнике, был составлен принцип электронного обмена данными. То есть, передача структурированых данных в виде стандартных сообщений между компьютерами при минимальном участии человека.

"Речь пошла о разработке не документов и не о том,  какие документы нужны, а прежде всего о том, какие данные необходимы. Все данные одни и те же и уже давно содержатся в данном справочнике. Таким образом,  появился международный стандарт EDIFACT ООН . Теперь документ может быть распечатан на всевозможных языках, так как он использует только коды. И этот велосипед уже изобретен в 1987 году и широко используется",- сообщил Коростелев.

   Справочник,  содержащий необходимые коды,  публикуется два раза в год  на сайте ЕЭК. Среди чиновников ЕЭК и представителей ФТС бытует мнение, что EDIFAKT ООН устарел и сейчас передовая технология XML, но это не совсем так. В Европе система действует очень продуктивно, в США активно используется аналог ANSI X12, а все внешние приложения американцев используют EDIFACT ООН.

   С 1 июня 2015 года в ЕС внедрятся программа,  по которой все участники транспортного рынка передают всем контролирующим органам одно электронное сообщение. В РФ пока не пришли к пониманию и внедрению этого. К примеру,  для подачи предварительной информации в РФ обязаны внести данные в три электронные системы, после чего заполнить и подать в 6 контролирующих ведомств до 77 форм бумажных документов.

  Согласно определению ЕО в рекомендации 33 СЕФАКТ ООН говорят о том, что данные, которые могут потребоваться различным службам, подаются в форме документа (бумажного или электронного) и подаются только одной из них, той, на которую возложена функция ЕО. При этом существует международная конвенция международной морской организации FAL-65, в которой написано, что при введении систем электронного обмена данными государственные власти ограничивают информацию, требуемую ими от судовладельцев и других заинтересованных сторон той, которая требуется согласно Конвенции FAL-65. Россия является участником данной Конвенции, но этого положения не выполняет.

"Все российские контролирующие органы, при приходе судна в морской порт, должны принимать всего 7 форм документов перечисленных в рекомендации IMO по стандартизации сообщений предварительного информирования. В этих формах данные соответствуют международным стандартам EDIFACT, они все описаны и пронумерованы. Для того,  чтобы построить ЕО на морских пунктах пропуска,  не надо ничего изобретать, достаточно взять этот документ",- отметил Коростелев.

   Если взглянуть на текущие российские документы, приказ Минтранса (21 октября 2013г. Номер 321) говорит, что при осуществлении государственного контроля применяется принцип "Одного окна", но дальше сам Минтрас придумывает, что это значит. А именно: "Принцип "одного окна", согласно которому перевозчик( лицо действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством ТС при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию ТС, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля".

 На практике, список документов может составить 9 страниц текста.

   Упертость российских чиновников может нести в себе катастрофические последствия для российской экономики. Мир не стоит на месте, в условиях увеличившихся объемов товарооборота, а также технически усложнившихся процессов, непонимание регулирующих органов приводит к печальным последствием. Одного желания бизнеса о сведении к минимуму потерь денежных средств и времени и увещеваний экспертного сообщества недостаточно. Необходимо создание и внедрение современных систем управления и технологий и, как показала конференция, изобретать ничего не требуется, достаточно обратить свой взор к уже действующим мировым практикам и инструментам.

 В большинстве цивилизованных стран мира, таможенные органы уже пришли к отказу от использования бумажного документооборота, активно используются и применяются передовые информационные технологии в области таможенного декларирования и контроля. Это дает возможность находить решения многим проблемам, связанным с эффективной практикой таможенного администрирования участников ВЭД. Характерно, что и в этот день, приглашенные к разговору представители ФТС не появились. И,  видимо,  так и будут заниматься "изобретением  велосипеда"...

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы