Общество

Почему в России растет число банкротов?

Число банкротств физических лиц за год выросло почти вдвое. По данным портала «Федресурс», за шесть месяцев 2017 года банкротами были признаны 13 225 граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Это на 79% больше, чем за тот же период прошлого года.


Напомним, процедура личного банкротства была введена в 2015 году, когда был принят соответствующий закон. Его заявленной целью является помощь должникам, попавшим в трудную ситуацию. Объявить себя банкротом через суд может гражданин, сумма долга которого превышает 500 тысяч рублей. После этого банк либо реструктурирует долг, облегчая условия расплаты, либо списывает его. При этом имущество должника распродается с участием финансового управляющего.

По подсчетам Национального центра банкротств, совокупная задолженность россиян, находящихся на грани банкротства, на 1 сентября составляла 28,93 миллиарда рублей. Это на 87% больше, чем в начале нынешнего года. Объединенное кредитное бюро насчитало в России 660 тысяч потенциальных банкротов – людей, имеющих сумму долга от 500 тысяч рублей с просрочкой более 90 дней хотя бы по одному кредиту.

Эксперты связывают рост числа личных банкротств с уменьшившейся лояльностью кредиторов по отношению к неплательщикам. Продажа имущества в счет долга кажется банкам более выгодной, чем его реструктуризация.

По мнению экономиста Дмитрия Травина, рост числа банкротств физических лиц связано с экономической ситуацией в стране и опасениями банков за собственное выживание.

– Российская экономика несколько лет находилась в рецессии, сейчас переросла в стагнацию. Одной из составных частей рецессии является то, что предприниматели не могут продать свою продукцию, так как реальные доходы населения продолжают падать. Если предприниматель печет пирожки, когда народ покупает меньше пирожков, он рискует обанкротиться, – объясняет эксперт. – Банк берет деньги у нас с вами в качестве вкладов и дает их бизнесу под более высокий процент. Но в условиях рецессии бизнес берет меньше кредитов, так как он не расширяется, а сворачивается. И в какой-то момент банк не может рассчитаться со своими вкладчиками.

По словам эксперта, банкротство физлиц – продолжение истории с банками, которые лопаются один за другим. Достаточно назвать банки «Югра», Бинбанк «ФК Открытие».

– У банка отзывают лицензию, если его расходы не покрываются доходами, то есть он не может обслуживать депозиты, которые берет. Если по бумагам одно с другим не сходится, то у Центробанка есть два пути: подождать или принять превентивные меры. Но дождаться можно паники, когда клиенты начнут забирать свои вклады. Поэтому если ЦБ по отчетности видит, к чему идет дело, он реагирует, – поясняет экономист.

– Видимо, до какого-то момента банки кредитовали ИП и граждан в надежде, что те как-то выкрутятся. Если банк верит в заемщика, он может реструктурировать его долги. Но сегодня всем стало ясно, что стагнация – это надолго. Отсюда и череда банкротств, – добавляет Дмитрий Травин.

С другой стороны, банкротства могут объясняться и развитием рынка услуг по самобанкротству. Как отмечал юрист бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Артем Фролов, в последнее время появились управляющие, готовые работать за 25 тысяч рублей, ведя одновременно десятки дел. Пошлины при подаче исков о личном банкротстве снизились с шести тысяч до трехсот рублей. Если еще год назад СМИ писали о том, что россияне почти не пользуются возможностями закона о банкротстве, то теперь осведомленность потенциальных банкротов возросла, чему способствует реклама и «сарафанное радио».

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы