Экономика

Прощай, импорт: как изменилась продуктовая полка за три года санкций?

Введение продовольственного эмбарго очистило полки российских магазинов от импорта и дало возможность отечественным компаниям предложить альтернативу и начать поставки своей продукции в торговые сети. Как сейчас выглядит ассортимент продуктового ритейла? И в каких категориях импортозамещения не произошло?

 


Импортозамещение на полке

По словам заместителя коммерческого директора по продовольственным товарам METRO Светланы Лысенко, с введением продуктового эмбарго всем участникам рынка так или иначе пришлось оперативно реагировать на изменения и находить адекватные решения при поиске новых каналов поставок и замене иностранных производителей на отечественные.

– Для компании этот процесс был менее резким, поскольку с самого начала своего присутствия в России мы отдавали приоритет работе с локальными поставщиками. К моменту введения эмбарго на российском рынке закупалось свыше 90% реализуемых продовольственных товаров», – отметила собеседница.

Аналогичная ситуация, по данным Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в сети «Лента»: 95% товаров, представленных на полках ритейлера, российского происхождения. Доля импортных товаров в ассортименте «Магнита», по состоянию на середину лета 2017 года, составляла не более 8%, а по продуктам питания процент был еще ниже.

– Сегодня доля импорта на полках торговых сетей мала или почти отсутствует, если говорить о продовольственных товарах первой необходимости. При этом до половины продукции категории «фреш» закупается у местных производителей, – констатирует председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.

Общая доля российских продуктов питания на прилавках сетей в 1 квартале этого года составила 77%. В то время как до введения Россией контрсанкций более трети ассортимента приходилось на импорт, приводит данные заместитель председателя правления Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

При этом, уточняет он, доля основных продуктов питания отечественного производства составляет 95-100%. Это хлеб, молоко, сахар, крупы, мясо, рыба, яйца и макароны. В частности, на отечественную колбасу сегодня приходится 98,4 %, муку – 98,2%, крупы – 99,8%.

– Благодаря продэмбарго заметно выросла доля российских сыров, – обращает внимание Дмитрий Леонов. – Сегодня она составляет 72,3%, тогда как в первом квартале 2014 года находилась на уровне 50%. Рекордсменом стала российская соль: ее доля увеличилась с 38% до 65%.

 

Не смогли заменить

Однако, отмечает эксперт, мы продолжаем импортировать бананы, манго, лимоны, орехи, сухофрукты, специи, некоторые экзотические морепродукты, сезонные овощи и фрукты, то есть все то, что по объективным причинам невозможно производить в России в промышленных масштабах.

Если говорить о молочной продукции, приводит пример Дмитрий Леонов, то львиная доля таких товаров завозится из Беларуси. Так, в структуре импорта несгущенного молока и сливок доля союзного государства составляет 93%, сгущенного молока и сливок – 81%, кисломолочной продукции – 93%, сыров и творога – 86%, мороженого – 28%.

По словам эксперта, лидерами по поставкам орехов и сухофруктов в основном являются страны Азии. Чернослив, изюм и грецкий орех на российский рынок везет Узбекистан, миндаль – Иран. Главный поставщик сухофруктов – Таджикистан.

– После введения продовольственного эмбарго все крупные торговые компании частично заменили продукцию из стран, попавших под ограничения, товарами из стран ЕАЭС и прочих государств, ввоз товаров из которых не запрещен, –  подтверждает Илья Ломакин-Румянцев.

Он приводит в пример сеть METRO, где представлена широкая линейка сыров швейцарского производства высочайшего качества, а после введения эмбарго была расширена линейка сыров из Сербии, Ирана.

– По тем же сырам на смену импорту пришел российский производитель, – добавляет собеседник.

– Сегмент сыров наиболее пострадал от ввода санкционной политики, – объясняет Светлана Лысенко. – После введения эмбарго из ассортимента торговых центров METRO ушло большинство деликатесных и традиционных европейских сыров. По истечении года российские производители стали предлагать сначала мягкие рассольные сыры (например, моцареллу) и мягкие сыры с благородной плесенью (бри, камамбер). Затем на рынке появились более редкие виды мягких французских и итальянских сыров российского производства. Так как цикл производства таких сыров небольшой, то многие предприятия научились их делать быстро и при этом поддерживать неплохие вкусовые качества. В настоящее время на рынке уже существует большое количество предложений от российских производителей по мягким сортам.

Чуть хуже, по ее словам, на рынке ситуация обстоит с полутвердыми и твердыми сырами европейских видов (чеддер, гауда, маасдам, эмменталер, тильзитер, пармезан). Из-за сложности и длительности процесса их производства, а также высоких требований к качеству молока, импортозамещение идет медленнее. Однако предложения от российских производителей и по таким сырам уже есть.

 

Покупатель экономит

По данным АКОРТ, которые приводит Илья Ломакин-Румянцев, к началу 2017 года сохранилась модель потребления, сформированная в последние несколько лет, – экономия средств за счет переориентации на менее дорогую, но все же качественную продукцию, сокращения частоты покупок и приоритета покупок товаров по акциям.

– В августе 2017 года средний чек россиянина, по сравнению с июлем, вырос на 15 рублей и составил 518 рублей. Тогда как в целом за 8 месяцев этого года наблюдалась тенденция к снижению суммы покупок, – отмечает Дмитрий Леонов. – Причина сокращения единоразовых трат населения, на наш взгляд, кроется в том, что россияне стали чаще ходить за покупками, посещать больше разных торговых точек в поисках выгодной цены или подходящей акции. Таким образом, в каждом отдельном магазине покупатели платят меньше.

По словам Дмитрия Леонова, несмотря на то, что общая картина по ценам на продукты питания за последние три года выглядит негативно, стоит помнить: это был период достаточно экстремальных перепадов и с точки зрения инфляции, и с точки зрения обменного курса. Поэтому ошибочно связывать удорожание того или иного вида продукции исключительно с санкциями.

В частности, уточняет он, продуктовое эмбарго дало ценовые преимущества российским производителям – например, яблок и груш, поскольку выросли издержки импортеров в связи с изменением налаженных логистических цепочек. Рост предложения отечественных огурцов и помидоров регулярно приводит к снижению цены на данный вид продукции. Борьба за потребителя после введенных санкций не раз опускала цены на отечественную соль.

– Мы прогнозируем дальнейшее увеличение доли отечественной продукции и снижение импортных поставок, – заключает эксперт.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы