Экономика

Утильсбор ударит по импортерам

Минфин планирует с 1 января 2018 года повысить утилизационный сбор на 15%. По словам экспертов, это отразится на импортерах: они понесут убытки. Российских производителей авто спасет господдержка.


Напомним, утилизационный сбор покупатели автомобилей иностранного производства платят с 2012 года – с тех пор, когда Россия вошла во Всемирную торговую организацию и обязалась снижать ввозные пошлины на машины. Формально соглашаясь с декларируемым ВТО принципом свободной торговли, государство использует утильсбор как инструмент защиты отечественного и локализованного в России автопрома.

Целью налога де-юре является обеспечение переработки отслуживших транспортных средств, но реально на утилизацию из бюджета не пошло ни копейки. Как отмечала председатель комитета по экологии Ольга Тимофеева, госпрограмма по развитию утилизирующих предприятий в России отсутствует, а миллиарды рублей, полученные за счет сбора, расходуются нецелевым образом. Общая сумма бюджетных поступлений от утильсбора составляет 58,4 миллиарда рублей в год.

С 1 января будущего года Минфин планирует повысить сбор на 15%, выручив таким образом дополнительные 28 миллиардов, чтобы компенсировать потери от снижения ввозных пошлин, диктуемых ВТО. В сентябре 2017 года для легковых авто ввозные пошлины сократились с 23 до 20%; в 2018 году снижение достигнет 17%, а в 2019 году – 15%. Но не все в правительстве и бизнес-сообществе поддерживают инициативу по увеличению утильсбора. В частности, Минэкономразвития выступило против индексации сбора, но пока не конкретизировало свою позицию.

Базовая ставка утилизационного сбора – 20 тысяч рублей для легковых машин и 150 тысяч для грузовиков и автобусов. Она умножается на коэффициент, зависящий от года выпуска, объема двигателя, массы и размера машины. В итоге сумма сбора за новое авто с объемом двигателя до 2 литров составляет сегодня 44200 рублей, а свыше данного объема – 84400 рублей.

Платят утильсбор покупатели машин, ввезенных из-за границы, либо приобретающие подержанный автомобиль, если предыдущий владелец уклонился от уплаты налога.

С 2014 года, когда Евросоюз раскритиковал Россию за дискриминацию импортеров, платить сбор обязаны как покупатели, так и производители транспортных средств. Но отечественные и локализованные в России автозаводы получают от государства субсидии, компенсирующие им потери от утильсбора; как правило, они оформлены как поддержка занятости или НИОКР. Поэтому, по мнению экспертов Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», повышение сбора никак не затронет автопроизводителей.

Что касается импортеров, то они понесут убытки. Как отмечало агентство «Автостат», с 2012 по 2016 годы ввоз автомобилей из-за рубежа сократился в пять раз. На смену импортным пришли авто иностранных марок, собранные в России. Автодилеры полагают, что увеличение ставки утильсбора отразится на ассортименте ввозимых машин: поставщики ограничатся наиболее востребованными марками премиум-класса. Для их покупателей уплата сбора не является серьезной проблемой.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы