Экономика

Нужно ли отдавать всю нефть частникам

Нефтяная отрасль должна быть полностью приватизирована в течение 7-8 лет, так как государственный статус, скорее, приносит вред, чем пользу, заявил экс-министр финансов России, глава фонда «Центр стратегических  разработок» Алексей Кудрин на ПМЭФ-2017. Нужно ли приватизировать нефтяные компании?

 

По мнению Алексея Кудрина, недавняя продажа пакета акций «Башнефти» показала, что сейчас много частных предпринимателей, желающих войти в российский нефтяной бизнес. «На пакет «Башнефти» претендовало несколько покупателей, но так получилось, что он достался «Роснефти». Так что в этой отрасли есть потенциал, в нефтяном секторе много желающих поработать, я не вижу здесь проблем», – цитирует его слова «Росбалт».

В Кремле на заявление экс-министра финансов отреагировали быстро. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что у правительств таких радикальных планов пока нет.

Эксперты почти единогласно говорят о том, что Алексей Кудрин, конечно, прав и приватизировать нефтяную отрасль нужно, но они сомневаются в том, что правительство когда-то решится на это.

– Безусловно, к цели, которую обозначил Кудрин, двигаться надо, хотя она и не самая первоочередная. Но она может быть реализована лишь в более долгосрочной перспективе, а не в течение 6-7 лет, и не абсолютно все компании могут быть приватизированы. Да, частный бизнес неоднократно показывал, что работает лучше. Но если ставить такой вопрос, значит, нужно и озвучивать, зачем ее в свое время фактически национализировали? И что – в собственности государства она стала работать хуже по сравнению с частными компаниями? Нужно показать это в соответствующих расчетах, но они громкие заявления о приватизации не сопровождают, – отметил профессор кафедры прикладной макроэкономики НИУ ВШУ Игорь Николаев. 

Он напомнил, что в ходе приватизационных сделок такого масштаба должна быть обеспечена абсолютная прозрачность.

– Не должно быть притворной приватизации. Часто приходится слышать, что «Лукойл» как крупнейшая частная компания эффективней, чем государственные. На этот счет есть разные оценки, и назвать эту компанию каким-то очень ярким примером нельзя. Главное, что у нас различия между частными и государственными компаниями часто весьма условны. У нас есть квази-частные и квази-государственные компании. Частные фирмы не могут принять ни одного важного решения без указки государства. А государственные компании ведут себя как частные. У нас нет четкой грани, собственность различается лишь по формальным признакам. Проблему приватизации нельзя решить, не разобравшись с этим, – отметил эксперт.          

Одним из самых активных критиков этой неопределенности является оппозиционер, экс-замминистра энергетики Владимир Милов. Он неоднократно обращал внимание на то, что государственные нефтяные компании очень склонны приватизировать доходы, национализировать убытки и копить долги. Каждый раз, когда такой гигант, как «Роснефть», сталкивается с тем, что не может платить по долгам, приходит к государству за экстренной помощью и всегда ее получает – ведь она слишком большая, чтобы упасть. Владимир Милов считает ситуацию, при которой такие нефтяные компании еще получают подачки за счет налогоплательщиков, абсурдной.  

– Высказывания Алексея Кудрина носят церемониальный характер, он сам не верит, что к нему прислушаются. Правительство находится в перманентной ловушке. Если цены на нефть находятся на низких уровнях, нефтяные компании теряют в капитализации. Приватизировать их в такие моменты жалко, это большая упущенная выгода. А когда нефть высоко, зачем же приватизировать, если и так все хорошо? Существующая власть в России очень консервативна, она почти никогда не идет на решительные реформы. А такая приватизация – это очень радикально, это означает утрату государственного контроля над ключевым источником доходов, – поделился своим мнением политолог Владимир Игнатьев.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы