Что сдерживает электронный транзит?
Основным сдерживающим фактором перехода на полный электронный документооборот при перевозках товаров по процедуре таможенного транзита является невозможность подачи электронной декларации иностранными перевозчиками, считают в ФТС России.
Напомним, технология электронного декларирования процедуры таможенного транзита, которая применялась в экспериментальном порядке, с 20 марта стала использоваться на постоянной основе.
Уже столкнулись с трудностями, причина которых банальна. Электронные подписи, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, не признаются на территории РФ. К ним применяется общеустановленный порядок с использованием бумажных документов.
В ФТС России видят выход в установлении договорных отношений между иностранными перевозчиками и таможенными представителями, имеющими право в соответствии с таможенным законодательством выступать в качестве декларанта таможенной процедуры.
Но на практике перевозчик, оказывающий услугу по перевозке товара, зачастую действует от имени и по поручению грузоотправителя, у которого нет никаких взаимоотношений с посредническими структурами своего российского контрагента. При этом сам иностранный перевозчик вряд ли понимает разницу между электронной транзитной декларацией и предварительной информацией (которая в пунктах пропуска выполняет роль электронного образа той самой декларации, и обязанность по предоставлению которой при автомобильных перевозках была возложена на перевозчиков ещё в 2012 году). Именно поэтому там, где подача предварительной информации таможенным органам осуществлялась российскими экспедиторами или таможенными представителями, переход к электронному транзиту прошёл незаметно.
Между тем, многие российские перевозчики жалуются на то, что, несмотря на переход к электронному документообороту, до сих пор в ходу бумажные документы, которые таможенники бережно пакуют в сейф-пакеты. Да и сама технология оформления транзита не претерпела существенных изменений, что фактически нивелирует разницу между электронным и бумажным оформлением.
Но тенденция к росту, хоть и незначительная, всё-таки есть. В марте 2017 года доля электронных транзитных деклараций составила 32% в общем объёме. А за темпами роста ФТС обещает в дальнейшем пристально следить, а с кое-кого и спрашивать.
По данным ФТС России
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка