Экономика

Новый проект: развитие транспортной инфраструктуры или очередной распил?

Еще не прошли общественные слушания по поводу строительства Багаевского гидроузла в Ростовской области, а кто-то уже делит федеральные деньги.

Как сообщил руководитель администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей Сергей Гайдаев, проектирование гидроузла будет стоить около 700 млн рублей и может начаться уже в сентябре этого года.

Речь идёт о сумме, которая нужна только на проектную работу. Не станем утверждать, что это много. Для сравнения скажем, что 700 миллионов рублей – это годовой бюджет, выделенный Российской Федерацией на ремонт дорог Республики Карелия. А господин Навальный, к примеру, утверждает, что за такие же деньги Игорь Иванович Шувалов в 2014 году приобрел себе квартиру в Лондоне у своего собственного офшора.

«На сегодняшний день мы имеем проект технического задания, - Сергей Гайдаев. - Чтобы начать проектирование, необходимо внести изменения в федеральную целевую программу до 2020 года. Вся документация подготовлена и находится на подписи у председателя правительства РФ».

Сергей Гайдаев пояснил, что федеральное правительство не будет выделять на этот проект дополнительные средства – деньги снимут с других проектов, которые сочли менее важными. Например, со строительства второй нитки Нижне-Сивирского гидроузла в Ленинградской области. Руководитель водно-транспортного ведомства также уверен, что скоро выйдет постановление правительства РФ о включении проекта в федеральную целевую программу до 2020 года, после чего можно будет приступить к его полной реализации.

Первое, что появляется в подобных проектах - суммы, которые планируют освоить - раздать через систему госзакупок различным заинтересованным субъектам. С доказательством экономической полезности и целесообразности - явные проблемы при этом.

Альтернативные мнения не учитываются

Протесты жителей Дона, экологов и общественников администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей словно не слышит. Еще в 2012 году, когда возник этот вопрос, в станице Манычской проходили общественные слушания (повторные, нив 2015, ни в 2016 не проходили). Строительство коснётся людей напрямую — часть домов будет затоплена, местных жителей переселят.

«Во время своих поездок на Маныч я неоднократно разговаривал с местными жителями, они настроены крайне негативно по отношению к стройке, - рассказал руководитель регионального отделения движения «ЭКА» Григорий Болдырев. - В процессе противостояния мы помогли создать петицию на сайте change.org, создали сайт savelowerdon.ru, посвящённый данной проблеме».

В качестве доводов против строительства Багаевского гидроузла жители приводят заключения трёх научно-исследовательских организаций и институтов,  которые были сделаны в 2012 году. Это экспертные заключения специалистов Южного научного центра РАН, Национального центра водных проблем, Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. Тогда это сработало, сейчас — нет.

rukiПока одни обсуждают, быть ли новой плотине на Дону, другие уже всё решили

Руководитель ЭАНО «Зеленый Дон» Владимир Лагутов говорит о том, что в районе хутора Арпачин, где будет находиться плотина, уже проводятся аферы с землей — чиновникам не терпится «распилить» деньги, вот они и лоббируют идею на самых высоких уровнях.

Экономика и экология против гидроузла

«Экономически проект строительства Багаевского гидроузла не оправдан. Согласно предоставленным документам, срок его окупаемости составляет 50 лет. Но нужно понимать, что на строительство идут средства из федерального бюджета, а прибыль от проекта получат речные транспортные компании, в основном частные структуры. Они заплатят налоги на прибыль в размере 10-15% от доходов, следовательно, срок окупаемости для бюджета превращается в 400-500 лет», - приводит доводы Григорий Болдырев.

Ссылаясь на расчёты самих же разработчиков, Владимир Лагутов говорит, что окупаемости плотины можно ожидать  лишь через 65 лет. А его собственное мнение: никогда. Более того, он уверен, что через 10 лет, за которые плотину построят, нефти уже не будет в таком количестве. А всё было затеяно для создания глубины в четыре метра для прохождения нефтетанкеров. Следовательно, надобность в гидроузле отпадёт почти сразу после его создания.  А как эколог он уверен, что проект нарушит природное равновесие.

«Аргументы власти и специалистов: у людей будет вода, для судов появится достаточная глубина, и при этом не придется углублять дно. На самом деле плотина никак не влияет на увеличение количества воды. Наоборот, оно уменьшается — испаряется в состоянии застоя. Второй момент — если не будет разливов, не будет и родников, следовательно, реку нечем будет пополнять, поэтому копать будут, и ещё больше».

Одним из важных факторов влияния эколог считает соседство Новочеркасской ГРЭС. Владимир Лагутов называет её деформатором климата — утверждает, что на неё уходит 70% энергии, которая обогревает воду и воздух. Из-за этого температура в местности повышается, меняется климат региона. А в воде размножаются зеленые водоросли, как на Цимлянском водохранилище, её вскоре нельзя будет пить. Следовательно, и на нужды населения воды не будет хватать — лоббисты просто придумали это как социальный аргумент.

Сторонник проекта, председатель Совета НП «Водный транспорт Дона» Александр Огарёв, приводил как аргумент факт: ещё во времена царской России существовала программа шлюзования Волги и Дона, в которую входил Багаевский гидроузел. Лагутов ему оппонирует тем, что при царе плотины проектировали не как постоянные, а как временные — на период прохода судов.

«То есть, они все должны быть разборные, как Кочетовское водохранилище на Дону и как все на Волге, а не капитальные, как Цимлянское. Таков был изначальный проект при царе. Плотина также разбирается во время весеннего паводка, когда идет вода, чтобы дать рыбе нереститься. Такие плотины не нанесли чудовищного вреда природе. Но Багаевский гидроузел собираются сделать фундаментальным. Получится, что Цимла на верхнем Дону, Багаевка на нижнем замкнут реку и убьют её окончательно», - утверждает доктор технических наук Лагутов.

Однако доводы относительно будущего экосистемы, природных ресурсов страны сегодня не волнуют тех, кто принимает решения. Всё решает даже не экономика, а личные интересы отдельных коммерческих структур. Тем временем из российской казны на это сомнительное дело уйдёт около 22 млрд рублей.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы