Экономика

Разрушенные порты, Путин и частный бизнес - на разных берегах

Президент России Владимир Путин выразил обеспокоенность состоянием портов и причалов в нашей стране и призвал решать проблему изношенности инфраструктуры за счет привлечения денег частного бизнеса. Эксперты рассказали ПРОВЭДу, почему похвальное желание главы государства в реальности останется неудовлетворённым.

По словам Владимира Путина, в России большие трудности и с эксплуатацией портовых сооружений, особенно причалов. «В основном это железобетонные, изношенные конструкции, не соответствующие современным техническим требованиям, и зачастую небезопасные для пассажиров. Как правило, причалы стоят на государственном балансе и не вовлечены в хозяйственный оборот, денег на их ремонт и реконструкцию из бюджетов, как правило, всегда не хватает. Все это тормозит развитие пассажирских и туристических перевозок. Очевидно, что необходимо вводить эти объекты в хозяйственный оборот, привлекать к их обустройству частные деньги, частный капитал, частный бизнес», - уверен президент.

В разговоре с экспертами о вовлечении денег частного бизнеса в развитие портовых сооружений непременно возникает тема уже неудачных экспериментов. Судя по всему, примеров накопилось столько, что их можно собрать в толстую книгу. Неудивительно, что после всяческих «страшилок» о «кинутых» инвесторах реализовать желание Владимира Путина будет довольно сложно. «Частный бизнес отпугивают от инвестиций в портовую инфраструктуру риски недобросовестности со стороны собственников портов. Например, уже несколько скандалов связаны с Находкинским морским рыбным портом (НМРП), аффилированным с Дальневосточной транспортной группой (ДВТГ). Сначала шли суды между ЗАО «Находкинский международный терминал» (НМТ) и НМРП по поводу возврата инвестиций в несколько миллионов долларов. Потом появилась информация о конфликте порта с собственником причальных стенок - ФГУП Нацрыбресурсом. А теперь есть риски скандала из-за введения китайского инвестора ОАО «Порт Далянь» в заблуждение относительно финансовой стабильности ДВТГ, куда входит НМРП, который планируется совместно модернизировать. На пресс-конференции в Москве кредиторы одного из предприятий, связанных с ДВТГ, предлагали вообще создать специальный «черный список», куда включались бы неблагонадежные в отношении ВЭД компании и связанные с ними лица», - прокомментировал Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства.

Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России» отмечает ряд причин, из-за которых бизнес не спешит вкладываться в наши порты. «Начиная от общего кризиса в стране и нежелания инвесторов, в том числе иностранных, инвестировать в долгосрочные проекты, заканчивая так называемыми проблемами на местах. Во-первых, сама власть ведет себя достаточно непоследовательно в отношении подобных вложений. Прекрасно известна история сокращения финансирования Мурманского транспортного узла на 75% и направление высвободившихся 31,5 млрд рублей на развитие портов Азово-Черноморского бассейна России и Крыма. То есть фактически обещанные одному проекту деньги фантастическим образом были перекинуты на другой. Естественно, это крайне негативно было воспринято инвесторами мурманского проекта, да и потенциальными инвесторами других подобных проектов. Так, ходят слухи, что группа «Синтез» уже вышла из проекта (в «Синтезе» подтверждают, что планов по строительству терминала в Мурманске нет), и то же самое думает сделать и «Кузбассразрезуголь». Сюда же можно отнести коррупцию и непрозрачность ведения работ на таких проектах, что не добавляет бизнесу оптимизма. Так что для появления инвесторов нужно создать четкие правила и жесткий контроль подобных проектов. Что, впрочем, справедливо в России не только в отношении портов и портовой инфраструктуры», - заявила эксперт.

Выход есть, осталось его найти

По мнению генерального директора транспортно-логистической компании «БСА-Транс» Сергея Юшкевича, с портами действительно есть проблемы, но ситуация поправима. «Сейчас в развитии транспортной логистики слишком много неизвестных, для того, чтобы однозначно сказать, что надо вкладываться в инфраструктуру портов. Непонятно, как дальше будет развиваться внутренний спрос, и какой будет цена на энергоносители (основной экспортный товар РФ). Соответственно и бизнес не спешит с инвестициями. Кроме того, новейшие уже запущенные проекты - порт Усть-Луга, порт Бронка – достаточно хорошо закрывают имеющиеся потребности на Европейском направлении. На Дальнем Востоке же слишком много рисков юридического и правового характера, что вкупе с неопределенностью экономической ситуации не позволяет инвестировать в долгосрочные инфраструктурные проекты такого плана», - прокомментировал эксперт.

Сергей Юшкевич уверяет, что Владимир Путин озвучил грамотное предложение, но в России оно сопряжено с определёнными рисками. «Привлечение частного капитала в портовую инфраструктуру - отличное решение, которое естественным образом уменьшает нагрузку на бюджет и помогает развитию региона, где расположен порт. Негативно то, что порт может быть монополизирован какой-либо частной структурой. Доступ туда закрыт или завышен по тарифам. Правильным выходом могло бы стать привлечение на государственный инфраструктурный объект частной управляющей компании. Так, например, на Мальте, морским портом Морской Марсашлокк управляет подразделение компании CMA-CGM. Однако сам порт является государственным, а интересы сторонних морских линий и клиентов – защищены», - резюмировал наш собеседник. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы