Экономика

Перспективы импортозамещения продуктов: пример одной области

Введение эмбарого на некоторые виды зарубежных продуктов в России многие восприняли с надеждой на возрождение отечественного производства. Санкции ударили по всем одинаково, только русские лучше с ними справляются, считают европейцы. Так ли это на самом деле?  Прогнозы участников потребительского рынка Ростовской области  оказались отнюдь не оптимистичными.

 

За круглым столом проблему обсудили чиновники, представители крупных производящих предприятий, торговых сетей, сельхозпроизводители. Запрет на ввоз продовольствия отдельных стран затронул 4 направления: мясо, рыба, молочные продукты, овощи-фрукты.

МЯСНАЯ ОТРАСЛЬ.

По данным минсельхоза Ростовской области, доля импортного мяса составляет 13%, мясом птицы регион себя обеспечивает полностью.

Александр Сапотницкий, ГК «Агроком».

- Экономические условия были такие, что выгоднее было использовать импортное мясо. Импортозамещение вызывает рост цены. Чтобы заменить 30%  своим сырьем, его надо произвести — запустить свиноводческие хозяйства, а это инвестиции. Чтобы запустить новый комплекс, по самым скромным оценкам нужно не менее двух лет. Инвестор должен поверить в рентабельность, что деньги вернутся и будет получена прибыль. А уже сейчас цена поднялась - производители просто добавляют 25-30%. Комбикорма не дорожают, зерна хватает, а цена растет. 

Андрей Иванов, директор департамента потребительского рынка Ростовской области.

- На мясо птицы поднялись цены на 40%. Здесь срабатывает закон торговли: раз стало меньше говядины и свинины, народ стал переключаться на социальный продукт, птицу, и возросло ее потребление. Производитель решил, что его время настало - начал поднимать цену. Переработчики сейчас оказались зажатыми между поставщиками сырья и торговыми сетями.

ПРОВЭД, круглый стол по импортозамещению

Александр Сапотницкий.

Экономическими предпосылками является повышение рентабельности. Все действия по ее снижению в мясной отрасли приведут к тому, что инвестиций не будет, что мы и видели в последнее время.

Сергей Мораш,ООО МПК «Виктория».

- Направление говядина-баранина потихонечку развивается, но требуется серьезная программа, чтобы люди поверили. Свиноводство - надо год-два подождать, потому что любой инвестор задумается, стоит ли. Есть свинарники, которые уже построены, но не работают — люди боятся. У нас рискованная зона — АЧС.

КОРРУПЦИЯ.

Вячеслав Кравцов, ООО «Югмясопром».

- Количество свинины может с января-декабря сократиться. И причина проста: ветслужба. Потому что они стали бизнесменами - хотят себе 22%. На моем предприятии работают 40 человек, они вместе получают зарплату 1 миллион 200 тысяч, а три ветврача хотят в месяц иметь по 800 тысяч. Я хорошо помню 90-е, и хочу в них попасть — тогда брали 10% с дохода. Мы ликвидировали чуму свиней, появилась сибирская язва — она не случайно возникла.

Юрий Рошкован, председатель ТПП РО по предпринимательству в сфере АПК.

- В нашей стране погектарная поддержка на растениеводство, без которого животноводство невозможно — 10 евро на гектар (в Германии 300 евро, в Америке 200 долларов). Их хватает ровно на то, чтобы разобраться со всеми обслуживающими организациями, которые приходят нас проверять — все идет на взятки! Счумой кто-нибудь анализ делал: это действительно чума или выдуманная история? Я 40 млн потратил на свиноводство, а мне после забоя дали компенсации 9 млн. - Вот  оно повышение цен.

Никто не обращал внимания на село 25 лет - они рушатся, люди уходят или спиваются. Выбили весь народ. Сегодня Путин произнес: «надо помочь производителю». А чиновники, которые здесь сидят, все сделают наоборот и будут и дальше заниматься импортом, а сельхозпроизводитель как был в яме, так выбраться из нее не сможет.

Татьяна Трегубова, руководитель СПК «Дружба».

- Где фермеры? - Людям невыгодно заниматься производством. Надо или увеличить цену или компенсировать затраты — другого выхода нет. Еще для нас должен быть центр, куда можно привезти выращенное. А от вас (чиновникам) ничего конкретного мы не услышали, только «будем мониторить цены». Должна быть для этого политическая воля.

МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ.

По данным минсельхоза Ростовской области, доля импортной молочной продукции в регионе не превышает 7 %.

Денис Афанасьев, ООО «Белый медведь».

- В молочной отрасли ситуация не лучше, чем в мясоперерабатывающей — за прошлый год на молоко-сырье цена выросла на 40-50%. Катастрофическая нехватка сырья - если это не изменится, придется закупать в странах ближнего зарубежья, например, Белоруссии. Поставщики уже подняли цены на 20 %. Чтоб сохранить рентабельность, необходимо поднять цены. Мы сейчас к тому же ожидаем сезонного роста цены на молоко, который каждый год происходит в августе-сентябре. Получается, снизу на нас давит рынок — надо сохранить рентабельность, сверху — повышение цены. У нас достаточно всех мощностей, чтоб заместить продукцию, надо только помочь во всей этой цепочке. Если есть механизм остановки роста цен на сырье — давайте его запустим. Если нет — давайте разработаем, а потом запустим.

РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ.

Юрий Туров, нач управления рыбных хозяйств минприродресурса и экологии.

- РО потребляет около 70 тысяч тонн рыбы, а необходимо 75-80. При этом местные предприятия производят всего лишь 26 тысяч, а основная завозится из Астрахани, Краснодарского края, Дальнего востока. Кризиса пока в отрасли нет, но надо обратить внимание на доставку рыбы-сырца.

Виталий Бубен,ООО ИНПП «Интес».

- Предприятия поставлены в такие рамки, что развивать производство не могут из-за нехватки финансирования — надо разрабатывать поддержку малых предприятий.

Александр Ершов, ассоциация «Большая рыба».

- Заместить предстоит рыбу, выращенную в искусственных условиях — семгу, сибасе, прудовой хватает. Мы выращиваем около 5 тысяч тонн рыбы - это половина из того, что можем,  Импортозамещение нас подталкивает к тому, что нужен инвестор. Еще два года назад перспективы такой не было из-за дырки в законе, но ее ликвидировали, а инвестора все нет — выгоднее вкладывать деньги в другое. И главный вопрос — цены. Я не знаю, что с этим делать. Мы отпускаем карпа оптом по 95-100 рублей, а на ростовском рынке он стоит 170, в Москве - 240. Пока посреднику выгоднее работать на наценке, а не на объеме, так и будет.

ОВОЩИ-ФРУКТЫ.

Константин Рачаловский, министр сельского хозяйства и
продовольствия Ростовской области.

- В область завозится около 250 тысяч тонн картофеля, в основном белорусского. Селяне готовы свой производить, есть площади, но крайне не хватает складских помещений.  Области нужно разных видов овощей 580 тонн, мы производим 600, но большая часть из них вывозится до осени, и мы в зиму завозим турецкие. Чтобы исправить ситуацию, нужны тепличные комплексы. На повестке дня сегодня 5 таких — если мы реализуем проекты в ближайшие 2 года и создадим условия , надеемся за добавить 80 тысяч тонн зимних овощей.

Яблоки наши, и вообще косточковые, проигрывают по качеству завозимым, надо подходить к возрождению — высаживать новые сорта, конкурентноспособные. Но факт остается: дефицит плодов. Есть 26 проектов высокой степени готовности, планируем получить поддержку из федерального бюджета.

Елена Тарасова, тепличный комплекс «Ростовский».

- Мы только в 2015 году выходим на полный цикл мощности.  Планируем 30% ростовского рынка заполнить нашей продукцией — это до 10 тысяч тонн овощей в год. Для нас проблема закредитованность и высокие энергоносители, из-за чего расширяться сложно - не достигаем рентабельности.

Александр Сапотницкий. У нас тоже тепличное хозяйство, деятельность знаем, поэтому планы по трети продукции считаю достаточно амбициозными.

Любовь Железная, директор производственной фирмы «Маяк».

- Сегодня у нас 3-й в мире завод по переработке чечевицы, ее 100 граммов — это полкилограмма телятины.  Нам не надо ничем помогать - пустите в родные сети, На любых эконом условиях. И тогда будет у нас и импортозамещение, и на экспорт выйдем.

Виктор Халын, ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие».

- Только грамотное построение логистики может поправить общее положение. Можно сколько угодно рассуждать, решение одно: надо производство развивать рядом с переработкой либо до конечного продукта, либо до полуфабриката со способностью транспортироваться дальше. Это невозможно сделать за один день. Нужен нормальный логистический центр, который объединит мелких сельхозпроизводителей, будет осуществлять фасовку, доведет продукцию до кондиции, чтобы можно было поставить в сеть. И тогда получается низкая цена.

Вывод всех участников однозначен: для решения вопроса импортозамещения стране понадобится не менее двух лет. В лучшем случае. И только при условии помощи государства. Если ему удастся справиться с тяжеловесным чиновничьим аппаратом и заставить аграриев снова ему поверить.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы