Экономика

Санкции: нарушать нельзя исполнять

Две недели назад, 6 августа, Президент России подписал Указ N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Этим указом установлены запрет и ограничения ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, поддержавших санкции в отношении России, и уже с 7 августа началось. Да еще как началось!

 

Во-первых, оказалось, что России срочно нужна продовольственная программа. Ура! Пришли к пониманию? А что, до 7 августа продовольственная программа России не нужна была, с чего это вдруг она понадобились? Два-три месяца, и Южная Америка, Азия, Турция полностью заменят перекрытые европейские товаропотоки продовольствия, и опять программа не будет нужна, ведь опять все станет сытно. Да и для продовольственной программы неплохо бы для начала иметь программу развития агропромышленного комплекса, развития фермерского и крестьянского хозяйства. Принципиальное слово - "развитие", не освоение средств, не распил в призрачных проектах, а именно развитие.

Во-вторых, оказалось, что в России проблемы с продовольственной безопасностью. Два раза ура! То есть до 7 августа продовольственная безопасность была, не просто была, а была вне опасности, а уже 8 августа её, продовольственной безопасности, не стало или она подверглась опасности? Какая она непостоянная, эта продовольственная безопасность. А еще в 2011 году автор статьи в составе группы предпринимателей активно обивал пороги Правительства, меня тогда даже вице-премьер Виктор Алексеевич Зубков принял, выслушал, одобрил, дал поручения помощникам и Минсельхозу, в итоге в Минсельхозе все и умерло. Сначала им было не до нас, они к выборам в Думу готовились, потом к президентским выборам готовились, опять им было не до нас, потом власть поменялась в министерстве, опять не до нас, а затем, видимо, с продовольственной безопасностью стало хорошо, и стало совсем не до нас. Правда, тут же пошла волна уголовных дел по Росагролизингу, как раз в тот самый момент, когда в Минсельхозе было не до нас. Понимаю, распилами и освоением были заняты, что поделать, важное для чиновника дело. А ведь мы пришли с идеей возрождения, с учетом новых реальностей и технологий, потребительской кооперации, к чему, собственно, в спешке сейчас приходит правительство и власти на местах. И всего-то три, максимум пять лет активного развития логистики (хранилищ, складов), системы закупки сельхозпродукции у населения и сегодня даже при полном продовольственном эмбарго ни страха, ни суеты бы не было, по крайней мере, по корнеплодам, капусте и яблокам обеспеченность российским, была бы полной.

Время назад не повернуть, сегодня такие реальности и надо с ними жить. Сегодня есть запрет на ввоз в Россию большой группы продовольственных товаров из США, ЕС, Великобритания, Австралии и Норвегии, теперь надо подстраивать бизнес, и жить в условиях  запретительных и ограничительных мер.

Нужны ли такие меры реагирования, и какие от таких действий будут последствия для экономики России, покажет время. Понятно, что как-то России реагировать на санкции США и ЕС надо, но есть же и наш, российский предприниматель, ему как быть? Самой большой неожиданностью введение продовольственного эмбарго оказалось для отечественных предпринимателей, не для всех, но для большинства.

Вопрос первый, открытый, на который до сих пор так никто и не ответил из правительства. Что делать и как быть предпринимателю, у которого проплачены контракты на поставку продуктов из стран, попавших под санкции? Контракт проплатил, а ввезти до 8 августа не успел, ему к кому апеллировать за компенсациями?

Вопрос второй, теневой. При вводе таких запретных мер наверняка в правительстве считали запасы, возможности импортной переориентации, возможности импортозамещения, почему же, тогда, уже с 8 августа, в торговых сетях начали непрерывно расти цены на товары из списка санкций? Результат заигрываний контролирующих органов с сетями, мутная и непонятная политика сетевых ритейлеров, которые еще месяц назад цинично игнорировали отечественный товар и российских предпринимателей!

Торговля - дама капризная и непредсказуемая, особенно торговля продовольственными товарами, и, тем более, товарами скоропортящимися, не любит она суеты, ох, как не любит. А самое главное не может, и не будет жить цивилизованная рыночная торговля по правилам казино.

Не замещаемое импортозамещение. 

Хороший лозунг - заменить поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, поддержавших санкции в отношении России своими отечественными, российскими товарами. Но задвинуть лозунг это еще даже не к планированию перейти, не говоря уже о реализации, это путь долгий и непростой. Вот так, лозунгом, скорее всего и останется.

Во-первых, есть товары, которые в принципе не подлежат отечественному импортозамещению, даже с учетом партнеров по Таможенному союзу. Такие, как устрицы, мидии, цитрусовые и т.п., не росли и не водились, и в ближайшее время, скорее всего не начнут расти и водиться в экономических водах и на территориях РФ. То есть в этом случае, возможна всего лишь смена импортера. А что станет с качеством, а что станет с ценой…? Потом посчитаем? Или будем наблюдать на магазинных полках могилевские мидии или гомельские устрицы, делая вид, что так и должно быть... Согласен, мидии и устрицы - товары даже не второй необходимости, без них можно и обойтись.

Но есть и другие товары второй и даже первой необходимости, с которыми в России пока не все так хорошо в части обеспеченности собственным, отечественным. Тут как быть? Нет такого продукта, создание которого можно было организовать в короткие сроки. Да, и все эти бодрые обещания с мест об удвоении или даже об утроении надоев вызывают легкий скепсис. Одно дело - обещать правительству, другое дело - исполнить. Даже угрозы быть отправленной на бойню не заставят корову давать 40 или 60 литров молока в день. Через год-другой может и удвоиться или даже утроиться, если уже сегодня начать что-то делать для этого: увеличивать пастбища, стада, хозяйства.

В этом вопросе больше смущает другое: запрет введен на год, то есть до августа 2015 года. Теперь предположим, что наш российский фермер, крестьянин решился и на следующий год удвоил или даже удесятерил площади посадки овощей (с фруктами там сроки не менее 5-7 лет), а тут, как раз к августу, закончится запрет и Россию опять завалят дешевыми овощами, и что тогда? Наш российский фермер повторит судьбу польских, испанских и других европейских сельхозпроизводителей, "съешь картошку или помидор назло Обаме или Меркель", да и куда он денет выращенную продукцию, кто у него ее гарантировано по обещанной цене выкупит, и где это будет храниться, ведь за год хранилища не построить. Правительство сегодня просто обязано выдать временные и финансовые гарантии российскому фермеру и крестьянину, а иначе через год будет гораздо хуже, чем в августе 2014 года.

Добрые соседи. 

В этом направлении ситуация довольно интересная. Например, Белоруссия. Согласен, что вариант (ничего личного - только бизнес), здесь может использоваться, как оправдание появления на российском рынке белорусских мидий, креветок и т.п... Но ведь есть и формальная сторона вопроса - отношения и правила в рамках ТС. Хотя сегодня ничего не мешает организовать на территории Белоруссии фермы по доращиванию тех же устриц, мидий и поставлять на российский рынок товары вполне законно. Ну, а пока проще и выгоднее просто менять документы, зарабатывать на запретах и ограничениях. Не думаю, что долго позволят Белоруссии так "гусарить".

Надо понимать, что что-то похожее может и будет, пусть не в таких объемах, как в Белоруссии, происходить в Казахстане, Сербии, Турции, Швейцарии, Исландии, Македонии и Черногории и т.д., потому, что всегда найдется способный предприниматель, пожелавший заработать на запретах и ограничениях.

Сложнее дело, например, с Латвией, которая в последние годы, по мнению латвийских политиков, очень страдает от России. Чем и как страдает, политики Латвии невнятно объяснить не могут, но зато порт Клайпеда на сегодня - самая крупная прачечная на территории ЕС по отмыву контрабанды и контрафакта. В порту Клайпеды очень просто, так сказать, легким движением руки,  американское или европейское мясо превращается в бразильское или в аргентинское. То же самое и с рыбой. Видимо, в этом вопросе у латвийских политиков страх перед Россией и национальная гордость засыпают.

Дыры на границе. 

И совсем плохо дело обстоит с надежностью таможенной границы. Плохо она, надежность, для государства обстоит, дырявая таможенная граница. Зато для контрабандистов дело обстоит хорошо, даже можно сказать шикарно. Делает что-то, или хотя бы планирует делать Федеральная таможенная служба, чтобы поставить заслон, хотя бы на прибалтийском направлении, - неизвестно. Пока же Россельхознадзор в одиночку пытается бороться с этими ветряными мельницами. Не верю, что в ФТС не знают и не осознают тот объем  контрабанды продовольствия, идущего через страны Прибалтики, но пока действенного заслона почему-то не выставляют.

Пока же остается наблюдать за наполнением полок магазинов и рынков, товарами и продуктами из Южной Америки, Азии и других регионов, где до августа 2014 года они не росли, не производились. Остается молча наблюдать за ростом цен на продовольствие, который, скорее всего, спровоцирует рост на бензин, потому как, по национальной традиции, если начинает расти цена на внутреннем рынке, не важно на что, на какой товар или продукт, тут же начинает расти цена на бензин, видимо, любит бензин не отставать от растущих.

То есть, осень нас встретит  при снижающемся качестве продуктов, растущими ценами.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы