Политика

Арктика - в интересах России

В День полярника – 21 мая – в Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная интересам России в Арктике. Об основных аспектах Севера, требующих решения, рассказал заслуженный деятель науки, доктор технических наук и референт генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Валерий Половинкин.

Наконец, вопросами Севера начали заниматься первые лица государства. К примеру, на прошлой неделе в Екатеринбурге прошел первый съезд, на котором рассматривались уже конкретные предложения развития Арктики, связанные с рассмотрением и разработкой технологических платформ.

Polovinkin 1

  • Доктор технических наук и референт генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Валерий Половинкин
  • Фото: ПРОВЭД

«Страна ледового ужаса»

На мой взгляд, все проблемы Севера связаны с тем, что это самая богатая часть нашей планеты: там находится 30% всех запасов полезных ископаемых. Если бы регион не был столь богатым, если бы не имел такое пространственное географическое положение, интерес к Северу был бы озвучен словами Нансена (Фритьоф Нансен - норвежский полярный исследователь, ученый; жил в 1861-1930 годах – прим. ред.), который говорил что Арктика – это «страна ледового ужаса».

Значение Севера, его проблемы и перспективы связаны с решением ряда аспектов, и один из них - военный - занимают первое место. Специалисты отводят около 20% проблемам, связанным с военным аспектом и защитой национальных интересов.

Второй аспект по степени важности – это экономический (на него приходится около 18-19% проблем), он связан с тем, что на Севере находится не только углеводородное сырье, но и практически вся таблица Менделеева: ртуть, свинец, молибден, палладий, вся группа драгоценных металлов и так далее.

Arktika

  • Фото: ПРОВЭД

Важный аспект, о котором мы забываем, - это историко-культурное наследие. Последним государственным мужем, который занимался народами Севера, был Сперанский: мы сейчас к этому возвращаемся. Этот праздник – День полярника – является первым маленьким шагом в сохранении этого уникального наследия, которое оставляют нам 42 народа Севера. Мы должны ценить, беречь их жизненные устои и так далее.

Следующая проблема, которую диктует Север, - это климат. Ученые давно пришли к выводу, что Арктика – это лаборатория, кузница мирового климата. Любое изменение на Севере или экологическое воздействие на него отразятся в планетарном масштабе - как ни в одном другом регионе. Если потепление климата действительно есть, то мы можем получить затопление огромной части нашей планеты. Любой вопрос отклонения, к примеру, каких-то течений, Гольфстрим (теплое морское течение в Атлантическом океане – прим. ред.) – это колоссальная проблема.

Следующий важный и тонкий момент, связанный с экологией (тем более, на фоне того, что мы сейчас там планируем масштабную добычу полезных ископаемых, в частности, углеводородов): Север очень чувствительный, очень ранимый край. Трагедия, которую мировое сообщество пережило в Мексиканском заливе (22 апреля 2010 года у побережья штата Луизиана затонула управляемая нефтегазовой компанией «Бритиш Петролеум» платформа Deepwater Horizon, в результате чего в море вылились сотни тысяч тонн нефти, - прим. ред.), в Арктике вызвала бы такой масштаб, что исправить положение было бы крайне сложно.

Sever

  • Фото: ПРОВЭД

Кто при деньгах, тот прав

Другая проблема Арктики, которую диктует мировое сообщество и позиция мира, заключается в следующем: если ты имеешь возможности осваивать Север, значит, ты имеешь на него право. При этом политики говорят о том, что нужно узаконить границы разделения Севера. Сегодня претензии на этот регион предъявляют Дания, Норвегия, Канада, США и мы. Именно неузаконенность границ Севера определяет все проблемы, которые там сейчас существуют, поэтому этот вопрос - первичный. Пока мы не можем определиться с правом каждой стороны на Север, появляются Китай с разработанной программой ледоколостроения (и в прошлом году он впервые своим ледоколом провел достаточно серьезный транспорт по Северному морскому пути), Корея, Япония, Франция, Германия вдруг стали «приарктическими государствами».

Отмечу, освоить Север и организовать там добычу полезных ископаемых экономикой только Российской Федерации, невозможно. Конечно, надо планировать инвестиционную политику, но выстраивать ее таким образом, чтобы при этом мы не теряли права на свой Север, на свои исконно русские земли, на поморов (этнографическая группа русского населения на беломорском Севере России -  прим. ред.), которые нам открыли этот уникальный край.

LK 60 YA 1 

  • Атомный ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я). Масштаб - 1:350
  • Фото: ПРОВЭД 

Ледокольный флот

Следующий момент, на который стоит обратить внимание, - это Северный морской путь. Я не сторонник идеи о том, что всемирное потепление откроет нам в ближайшее время Северный морской путь, то есть круглогодичный проход судов без ледокольного флота. Я в это не верю, скорее всего, это сезонное потепление, а, если и есть потепление, то оно не столь существенное. Между тем, сегодня специалисты однозначно говорят: если Север – это Персидский залив, то Северный морской путь – это Панамский канал XXI века по своей значимости влияния на стратегические и транспортные проблемы. Поэтому нужно развивать ледокольный флот.

Не случайно в центральном научно-исследовательском институте имени академика Крылова мы создали уникальный арктический центр, который занимается всеми проблемами Севера, проектированием ледоколов. Мы построили не имеющий сегодня аналогов ледовый бассейн, в котором можно моделировать любой лед, айсберги и так далее. Потому что никакого хозяйственного освоения Севера без модельных испытаний, невозможно.

YAMAL 1 

  • Атомный ледокол «Ямал». Масштаб 1:350
  • Фото: ПРОВЭД

«Ледовая пауза»

Если мы сегодня хоть на определенный срок сорвем очередную программу (а их было несколько, и мы ни одну из них не выполнили по ледоколостроению), в частности, сорвем заложенные ледоколы на Балтийском заводе (сейчас они почему-то переданы в Финляндию, хотя президент требует, чтобы строили только у себя), то наступит так называемая «ледовая пауза». Это где-то 2018-2020-ый год - когда возникнет стремление стран мира воспользоваться Северным морским направлением для транспортировки грузов, а мы не сможем обеспечить своими «ледовыми» силами провод этих судов.

TRESHNIKOV

  • Научно-экспедиционное судно «Академик Терёщников», проект 22280. Масштаб: 1:200
  • Фото: ПРОВЭД

«Прородина человечества»

Таким образом, все проблемы и перспективы Арктики сегодня диктуются ее многообразием уникальных особенностей и возможностей. О Севере можно говорить только в восхитительных тонах. Освоение Севера вахтовым способом (приехали и уехали) не подойдет, надо Север любить, надо там жить.

Мне кажется, не случайно Арктика сегодня – это центр всех геополитических проблем современности, у мира без Арктики будущего не будет. Еще раз повторю, это не только запасы, которые определенную роль играют, это экология, это и климат, это запас пресной воды, ну и, наконец, культурное наследие: выжить на Севере, заниматься всеми видами хозяйственной деятельность смог только народ Севера, - это надо сохранить.

В последнее время ряд историков и ученых связывают Арктику с «прородиной человечества». Цивилизация и знаменитая страна Гипербореев («за Бореем», «за северным ветром» - др. греч. – прим.ред.) как раз имела место на Севере. Есть ли на Северном полюсе северное направление? Куда бы вы не смотрели – везде юг. В 22-м году прошлого столетия на Кольском полуострове были обнаружены знаменитые пирамиды, потом гора под Кировском (Юкспорр – прим. ред.), которая созвучна с Мировой горой, - все это говорит о том, что Север и в этом отношении уникален. Поэтому я призываю всех бережно относиться к Арктике: в частности, добыча полезных ископаемых и экологическое воздействие должны быть продуманы. 

IMG 8332

  • Ледокол «Москва» в Санкт-Петербурге
  •  Фото: ПРОВЭД

IMG 8339

  • Ледокол «Москва» в Санкт-Петербурге
  • Фото: ПРОВЭД
 
Партнеры:
Похожие материалы