Сформированный вариант Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» вызвал массу дискуссий между представителями бизнеса и таможенной службы. Одним из камней преткновения при обсуждении предпринимательской инициативы стал вопрос расширения возможностей удаленного выпуска.
В последней редакции он звучит так: «Расширение практики применения технологии удаленного выпуска товаров в целях реализации права декларанта подать таможенную декларацию в любой таможенный орган, уполномоченный их принимать, вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров и исключительно, если это удобно декларанту».
Казалось бы, удаленный выпуск, который таможня считает перспективной технологией, способной вытянуть показатели по привлекательности ведения бизнеса, должен развиваться активней, и спорить, как бы, не о чем.
Однако у ФТС другая аргументация на сей счет:
«ФТС не поддерживает введение этого принципа, т.к. это противоречит действующему законодательству и предлагает следующую редакцию:
Декларирование товаров осуществлять на специализированных таможенных постах (Центрах электронного декларирования) во взаимодействии с таможенными постами,
- находящимися в регионе деятельности ЦЭД;
- в регионе деятельности которых размещены таможенно-логистические терминалы;
- в регионе деятельности которых расположены воздушные пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза (в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза воздушным транспортом). Причиной не включения в данный перечень таможенных постов, расположенных в морских портах, является отсутствие возможности представления отчетности в электронном виде о хранении товаров».
Вот такая интересная позиция. Что ж, давайте разбираться.
Господа, а в чем, собственно противоречие? Право декларанта подать декларацию в любой таможенный орган, правомочный ее принимать, закреплено ст.205 ФЗ- 311. Да и где логика? Если технология удаленного выпуска работает на одних постах, почему ее применение на других противоречит законодательству? Как-то нелепо, согласитесь.
Что касается таможенных органов, расположенных в морских пунктах пропуска, то тезис об «отсутствии возможности представления отчетности в электронном виде о хранении товаров» вызывает еще большее недоумение. То ли в ФТС не владеют ситуацией по вопросу, и вводят всех в заблуждение, то ли просто расписываются в своей профессиональной непригодности.
Но вернемся к вопросу удаленного выпуска. Мы помним, что данная технология была введена приказом ФТС России № 2233 от 10.12.2009 «Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
К нему в придачу был издан приказ № 317 от 18.02.2010, которым был утвержден перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с приказом № 2233. Год назад ФТС издает новый приказ № 845 от 22.04.2011 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», отменяющий старый 2233.
Обратите внимание на различие в названиях: товары ведь могут находиться не только на приграничных складах, но и внутренних. А одним из преимуществ электронного декларирования, как мы помним, был тезис о том, что можно растаможить свой груз в любом таможенном органе, не выходя из своего офиса. И введение нового приказа этот тезис вроде бы подтверждало.
Однако, не тут-то было. Оказалось, что технические возможности таможенной службы не позволяют увязать все таможенные посты в единое информационное пространство и 845-й приказ продолжал жить в связке с 317-м. Утомив околотаможенный бизнес неопределенностью, ФТС, наконец, 28 марта 2012 года «разродилась» письмом № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров», где определяет таможенные органы, на которых можно применять данную технологию. Основной упор в нем сделан на центры электронного декларирования (ЦЭДы). По замыслу создателей проекта, компетенция ЦЭДов была изначально сильно обрезана приказом ФТС от 15.11.2011 № 2244.
Как указано в преамбуле письма, оно издано «в целях обеспечения координации деятельности таможенных органов при реализации положений Порядка..., утвержденного приказом ФТС России от 22.04.11 №845..- до издания соответствующего нормативного правового акта ФТС России, определяющего компетенцию таможенных органов по применению Порядка». Не очень понятно, каким образом ФТС может ограничить компетенцию таможенных постов в данной ситуации, поскольку тут же будет нарушено право декларанта на подачу таможенной декларации в любой таможенный орган, правомочный их принимать.
С учетом того, что объемы электронного декларирования составляют уже более 90%, такое ограничение прав путем определения компетенций будет выглядеть чересчур грубо. Обратите внимание, что и приказ № 2233, и приказ № 845 прошли государственную регистрацию в Минюсте. А вот приказ 317 – нет. Не потому ли затягивается издание приказа по компетенции таможенных органов? И из-за чего, собственно, весь сыр-бор?
Дело в том, что ФТС уже определила вектор своего развития и очень не хочет его менять: это региональные ЦЭДы, работающие по электронике, и ТЛТ, привязанные к ним. Внутренние посты становятся не нужными, что позволяет сократить штатную численность на запланированные 35%, СВХ вымирают сами собой, крупные предприятия переходят на статус УЭО. Напомним, что в результате активно проводимой в последние три года ФТС реформы под кодовым словом «Концепция», половина ТЛТ уже оказалась под «крышей» РОСТЭКа, что тоже не может не радовать ФТС – его единственного учредителя.
Мало того, дабы стимулировать дальнейшее продвижения технологии, в этом году ФТС ввело контрольный показатель по «удаленке». А за контрольные показатели таможня будет горло грызть, это все знают.
Почему же бизнес хочет свободы выбора, а ФТС не хочет его давать? Ответ удивителен: ФТС боится виртуального перетекания товаров из одного региона в другой по причине разного уровня таможенного администрирования в подчиненных таможенных органах. Наглядный пример: одна из самых крупных по импорту в стране Балтийская таможня. Дай слабину - и все участники ВЭД тут же разбегутся, поэтому и аргументация насчет морских таможен звучит так нелепо. Кстати, эти опасения были кулуарно озвучены устами одного из высших руководителей службы.
Т.е. само руководство как словом, так и делом, признает, что в таможнях нет порядка, и расписывается в собственном бессилии. А что же бизнес? А бизнес отреагировал «Дорожной картой», которая через неделю ляжет на стол к В.Путину. Что ж посмотрим, каким будет ответный ход…
Алексей Романов