Вчера, 11 апреля, В. Путин выступил перед Государственной Думой с последним отчетом о работе Правительства. Стратегической задачей он назвал создание в ближайшие годы 25 миллионов рабочих мест. Кроме того, необходимо улучшить состояние инвестиционного климата, где Россия все еще серьезно отстает. Предполагается "сделать 100 шагов вперед, подняться с нынешнего 120 места до 20-го", где ныне находятся такие страны как Япония, Латвия, сказал Путин.
"В ходе избирательной кампании - я изложил приоритеты нашей программы. Уже в первом своем президентском указе - обозначу "дорожные карты" по всем заявленным инициативам", - сказал премьер. Он уточнил, что фактически работа по ним уже началась. Напомним, что одним из шагов по улучшению привлекательности России для бизнеса является модернизация таможенного администрирования. Судя по глобальности задачи, озвученной вновь избранным Президентом, на этот раз речь идет не просто о легком косметическом ремонте, а о коренном пересмотре подходов к проведению таможенного контроля.
Мы уже писали неоднократно, что на площадке Агентства стратегических инициатив, созданного при поддержке и участии В.Путина, завершается работа по созданию «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования». Работа по ее созданию осуществляется по 2 направлениям: через рабочую группу и через свободное интернет – обсуждение на принципах краудсорсинга.
Подводить итоги несколько преждевременно, поскольку налицо есть одна явная трудность: таможенная служба всерьез полагает, что у нее почти нет проблем, что она – одна из самых лучших администраций в Европе, что показатели оперативной деятельности на самом высоком уровне и вообще непонятно, чего бизнесу еще нужно. Давайте будем разбираться.
Про план.
Да, таможня администрирует 53% доходной части федерального бюджета. Да, фискальная функция является на сегодня главной задачей ФТС. Однако уже стало очевидным, что сбор денег с бизнеса и одновременно создание для его ведения комфортных условий – задача непосильная для службы на сегодняшний день. ФТС пытается строить диалог лишь с теми 20% участников ВЭД, которые обеспечивают 80% денежных поступлений. Кстати, это не особенность Российской Федерации, такой дисбаланс существует во всем мире. А вот что будет с остальными 80% участников процесса пока совсем неясно. Очевидным стало другое – для разговора необходимы объединения мелкого и среднего бизнеса в общественные организации, иначе просто не выжить.
Про технологии.
По объемам электронного декларирования ФТС достигла отметки в 90%. Радует тот факт, что служба стала все же разбираться, что подача и выпуск – все же разные вещи. Реалии таковы: на полностью безбумажный документооборот мы не перешли и вряд ли перейдем, пока: а) ведомства не организуют нормальное электронное взаимодействие б) сама таможня не наладит внутренний документооборот, связанный с таможенными операциями, в электронном формате.
Предварительное информирование станет обязательным с 17 июня т.г. Между строк отметим, что речь идет об обязательности представления предварительной информации заинтересованными лицами. Таможня на себя пока обязательств использовать эти сведения не взяла. Зная, как происходит внедрение таможенных новаций на практике, чудес ждать не стоит.
Удаленный контроль «радует» новыми ограничениями. Бизнес с нетерпением ждал расширения действия приказа №845 на все таможенные органы, но ФТС извернулась, издав (внутренним письмом за номером 01-11/14513) список из постов, работающих по схеме удаленного выпуска. Почему-то никому не приходит в голову, что тем самым декларант лишен законодательного права на подачу ДТ любому таможенному органу, правомочному их принимать. Во всяком случае, при «бумажном» декларировании подобных ограничений не существовало.
Разговор о «сухих» портах как-то незаметно исчез из обыденного оборота за полной невостребованностью. Вот и свежий пример создания Парголовского таможенного поста в структуре Балтийской таможни на терминале в Осиновой роще как-то не вяжется ни с сухим портом, ни с Концепцией переноса таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе (это при том, что на основании этой самой концепции 2 года назад таможенный пост там ликвидировали!). Чудны дела твои, Господи…
Кстати, о Концепции. Очевидный итог пока один – размножение ТЛТ под брендом РОСТЭКа.
Про СУР
Необходимым элементом для модернизации таможенного администрирования должно стать обновление системы управления рисками. Однако действующая структура профилей рисков не решает главной задачи – выборочности таможенного контроля. Вся эффективность строится на низшем уровне – пост-таможня и построена исключительно на способностях должностных лиц. Хорошо, если таковые еще есть…
ФТС горделиво отмечает, что доля досматриваемых товарных партий за 2011 год составила в среднем по ФТС всего лишь 6%, что довольно близко к показателям зарубежных таможенных администраций. Однако при этом незаметно опускаются цифры о таможенных досмотрах при прибытии (убытии) транспортных средств и оформлении процедуры таможенного транзита в пунктах пропуска, а также осмотров с применением ИДК и таможенных наблюдений. По оценкам автомобильных перевозчиков не менее четверти импортного товаропотока попадают под меры физического контроля. Суммы довзысканных по результатам СУР таможенных платежей в 2011 году составили 16,4 млрд. руб. (для сравнения – среднедневное перечисление от ФТС в 2011 году - 24, 3 млрд руб). Прямым порождением разбалансировки системы управления рисками явилось обилие «серых» схем и размножение «однодневок», с которыми ФТС не понимает, как бороться.
Про скорость
Скорость совершения таможенных операций в АПП составила 18 мин. Почему же все время очереди на границе? Потому что, кроме таможенных операций, таможня осуществляет еще функции по иным видам государственного контроля, которые в статистику не попали. Во-вторых, сократив за год время на 1 минуту, таможня не учла, что за этот же год товарооборот вырос почти на 30%, и что подобных темпов явно недостаточно. Объемы ДТ по данным ФТС, выпущенных в один день, составили 96,7%. Правда, неизвестно, касается ли это только импорта и учитывались ли в указанном объеме ДТ, по которым было отказано в выпуске. Кстати, в показателях эффективности деятельности таможенных органов мы не нашли данного параметра. Видимо, это не очень важно.
Про довольных
По данным социологических опросов, проведенных на сайте ФТС, 48% респондентов оценивают положительно деятельность службы. Однако на сегодняшний день степень лояльности участников ВЭД ФТС также не считает показателем эффективности работы таможенных органов.
А причем здесь Путин?
Да не причем, собственно. Если от ФТС требуется только выполнение задачи по наполнению бюджета, то можно ничего не делать. Если все же задача стоит подняться со 120 – го места на 20-е (а по условиям ведения внешней торговли мы вообще на 160-м месте), то надо менять идеологию, менять технологии, и, конечно, менять команду. Что делать – скажут. Что ж подождем, недолго осталось…