Издержки, возникающие при расследовании административных дел.
Наверное, нет такого участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), который бы не столкнулся с административными правонарушениями (АП) в таможенной сфере. Как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому, если это неумышленное правонарушение (техническая ошибка, ошибка в переводе, некачественно пропечатанный текст и т.п.), а таких АП, большая часть, то вот за такие ошибки, а особенно - за их добровольное признание, таможня карает участника ВЭД с особой жестокостью. Было бы терпимо, если бы участник ВЭД карался бы только по закону в виде штрафа, беда в том, что должностные лица таможни используют дела об АП для усмирения строптивых участников ВЭД и уже не с позиции закона, а с позиции создания участнику ВЭД дополнительных издержек и убытков.
Наверное, нет такого участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), который бы не столкнулся с административными правонарушениями (АП) в таможенной сфере. Как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому, если это неумышленное правонарушение (техническая ошибка, ошибка в переводе, некачественно пропечатанный текст и т.п.), а таких АП, большая часть, то вот за такие ошибки, а особенно - за их добровольное признание, таможня карает участника ВЭД с особой жестокостью. Было бы терпимо, если бы участник ВЭД карался бы только по закону в виде штрафа, беда в том, что должностные лица таможни используют дела об АП для усмирения строптивых участников ВЭД и уже не с позиции закона, а с позиции создания участнику ВЭД дополнительных издержек и убытков.
Вот только одна сторона такого давления на участника ВЭД. Создание убытков и издержек.
Кодексом об административных правонарушениях России предусмотрены положения, регламентирующие обязанности должностных лиц, производящих административные расследования осуществлять всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств по делу.
При производстве по административным делам Балтийской таможни Объективность, при выяснении обстоятельств по делам, преобразована в Предвзятость и административное производство носит исключительно Обвинительный характер. В процессе расследования участнику ВЭД необходимо предпринимать самые активные действия с целью защиты своих прав и доказательства своей невиновности в совершении вменяемого в вину правонарушения, именно так, доказывать свою невиновность, в противном случае по умолчанию участник ВЭД – виновен! При этом, с учетом предвзятости, все попытки участника ВЭД добиться в процессе расследования объективности от должностных лиц Балтийской таможни абсолютно безрезультативны и принимаются во внимание только в процессе судебного обжалования Постановлений по административным делам. Более того, при осуществлении производств по административным делам, должностные лица Балтийской таможни предпринимают все возможные меры для того, чтобы не дать возможности участнику ВЭД даже попытаться отстоять свои права в процессе расследований. И это понятно: во-первых, есть план по АП, и тут прав - не прав участник ВЭД, а план, будь любезен, выполни, а во-вторых, коррупционная составляющая при рассмотрении дел об АП таким порядком такая огромная, что отказаться от нее должностному лицу нет никаких сил.
КоАП России предусмотрены обязанности должностных лиц по соблюдению прав лица, в отношении которого ведется производство, при сборе доказательств. Так, при принятии решений о проведении экспертизы должностными лицами Балтийской таможни, ведущими административные расследования, самостоятельно определяются документы и предметы, направляемые на экспертизу и вопросы, на которые обязан ответить эксперт. Участник ВЭД либо ставится в известность и ознакамливается с соответствующим Определением уже после окончания экспертизы, либо, как становится известным уже из Заключения экспертов, узнает о том, что в процессе проведения экспертизы изменились и количественные и качественные составы и документов, и предметов, представленных эксперту. Должностными лицами Балтийской таможни, при производстве принимаются во внимание и берутся за основу только те экспертизы, которые, независимо от соответствия их требованиям, предъявляемым законодательными актами к заключениям экспертиз, доказывают максимальный размер и характер вменяемого правонарушения. Экспертизы, которые участник ВЭД провел самостоятельно, с целью добиться объективности в расследовании, абсолютно не принимаются во внимание, не оцениваются должностными лицами. Данные процессуальные нарушения, связанные с проведением и оценкой результатов, проводимых в рамках расследований административных дел, всегда носят весьма существенный характер для участников ВЭД, так как по большинству дел именно от их результатов зависят и размеры налагаемых административных штрафов, и сам факт наличия состава административного правонарушения.
Оно и понятно, опять же ПЛАН, отчетный период заканчивается, надо доложить и по количеству дел об АП и по суммам штрафов, и это главное. А то, что это - живой бизнес, то, что этот бизнес от таких действий несет серьезные убытки, то, что сами должностные лица понимают, что такое их рассмотрение дела об АП будет опротестовано в суде и, скорее всего, судом будет отменено, не очень-то и волнует таможню. Если и будет, то будет потом. А сейчас план и все тут.
Одной из задач производства по административным делам является срочность. Большинство административных дел, рассматриваемых должностными лицами Балтийской таможни, являются типичными и их расследования осуществляются по стандартным схемам. КоАП России регламентированы сроки осуществления производства по административному делу. Однако, сроки административных расследований по делам, находящимся в производстве должностных лиц Балтийской таможни, носят совершенно непредсказуемый и необъяснимый, с точки зрения логики и закона, характер. Так, расследование дел, по которым не требуется проведение экспертиз и совершение иных процессуальных действий, требующих определенных временных интервалов, а включающих в себя только объяснения сотрудников таможенных постов и участников ВЭД (находящихся в Санкт-Петербурге) может длиться более полугода. Что же тогда говорить о сроках расследования дел, по которым проводятся экспертизы? Они могут расследоваться до года и более. Такие сроки расследований являются огромными даже по уголовным делам, которые, безусловно, требуют проведения гораздо больших действий при осуществлении расследований. Каким образом эти вопиющие нарушения влияют на права участников ВЭД? Самым прямым и весьма существенным. Этот вопрос напрямую связан с мерами обеспечения производств по делам об административных правонарушениях.
Если таможенному инспектору задержат на неделю выдачу заработной платы, он запаникует, а если еще при этом лишить его возможности получать дополнительный доход, так называемые благодарности от участника ВЭД, то у него как минимум будет истерика. Так почему же он не задумывается, когда месяцами рассматривает дело об АП, когда выносит арест на весь товар стоимостью миллион рублей, при максимальном штрафе 10 тысяч рублей, что дальше будет с этим участником ВЭД, как он будет выполнять свои обязательства, как он своим сотрудникам будет выплачивать заработную плату, платить налоги… и т.д., это инспектора не волнует? Как показывает практика, видимо не волнует, ровно так же как и законная сторона вопроса.
В настоящее время, на Балтийской таможне сложилась весьма порочная практика по порядку хранения товаров, изымаемых или арестовываемых при расследовании административных дел. В соответствии с нормами КоАП России ответственность за изъятые или арестованные товары лежит на лице, принявшем данные меры обеспечения. При передаче их на ответственное хранение другому лицу, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, обязанность по оплате услуг хранителя лежит на лице, передавшим на хранение товар. Расходы, понесенные органом, осуществлявшим административное расследование, в частности, за хранение вещественных доказательств, КоАП России отнесены к издержкам. Однако, должностные лица Балтийской таможни, в процессе расследований административных дел, принимая решения о применении мер обеспечения производства в виде изъятия или ареста товаров, исходят не из положений законодательных актов, а из собственных интересов и наличия властных полномочий.
Систематические действия должностных лиц Балтийской таможни по повсеместному безосновательному применению мер обеспечения, с явно противоречащим положениям законодательных и нормативных актов обоснованием отсутствия издержек по делам об административных правонарушениях, состоящих из сумм, израсходованных на хранение в виду отсутствия договорных отношений с хранителем арестованных и изъятых товаров, являются очевидным признаком коррупционных отношений между должностными лицами Балтийской таможни, злоупотребляющими своими служебными полномочиями при необоснованном применении мер обеспечения, и компаниями, осуществляющими хранение арестованных и изъятых товаров. Действиями должностных лиц Балтийской таможни, незаконно не рассматривающими процессуальные вопросы о принятии решений об издержках по административным делам, наносятся значительные убытки участникам внешнеэкономической деятельности в виде вынужденной обязанности оплачивать хранение товаров, изъятых в процессе расследования административных дел. И именно при рассмотрении данного вопроса, связанного с издержками за хранение изъятых или арестованных товаров, наиболее остро встает вопрос о сроках административных расследований пропорционально увеличивающих и размер ущерба, наносимого участнику ВЭД, выраженный в необходимости оплачивать хранение товара. При этом, если рассмотреть сроки возможности возмещения убытков по хранению товара – убытки возрастают до размеров, зачастую превышающих стоимость самого товара, особенно, если у участника ВЭД возникнет желание оспорить Постановление об АП в суде. Ведь в данном случае должностные лица Балтийской таможни также предпринимают все для увеличения сроков хранения товаров – несмотря на тот факт, что в Постановлениях указывается на то, что наказанием избран административный штраф, несмотря на то, что участник ВЭД оплатил этот штраф – товар не дадут возможности оформить и получить, отказывая в приеме декларации по любым формальным основаниям, да и без них тоже – просто аннулируют декларации, на словах поясняя, что Постановление не вступило в законную силу.
В настоящее время должностные лица Балтийской таможни принимают решения помещать арестованные и изъятые грузы на склады, с которыми у таможенного органа отсутствуют соответствующие договорные отношения, тем самым выходят за пределы своих полномочий.
Помещая арестованные и изъятые грузы на склады, с которыми у таможенного органа отсутствуют договорные отношения, должностные лица таможенного органа создают условия к хищению, порче и утрате, арестованных и изъятых грузов. А самое главное - своими действиями попадают под уголовную ответственность.
Отмечая в постановлениях по делам об АП отсутствие издержек по делу, должностные лица тем самым потворствуют и создают условия для навязывания дополнительных дорогостоящих и незаконных услуг складами, на которые таможенный орган помещает изъятые и арестованные грузы. Тем самым создают условия для нечестной конкуренции и коррупции, так как прибыль такого склада полностью зависит от незаконных действий должностных лиц таможенного органа, принимающего решение помещать арестованные и изъятые грузы на этот склад, налицо преступный сговор склада с должностным лицом таможенного органа.
Мне кажется, что не такая таможня нужна российскому бизнесу.
Материалы выступления Генерального директора НП \"Гильдия ПРОВЭД\" Кисса Руслана Юрьевича по вопросам взаимодействия бизнеса с государственными органами подготовленного для встречи с представителями государственных оганов в СЗТП.