«Если дракона не кормить, он умрет»
Китайская мудрость
Китайская мудрость
Проблема борьбы с коррупцией в предвыборных программах кандидатов в президенты является одной из ключевых тем. Это неслучайно: Россия традиционно продолжает занимать верхние позиции в рейтингах наиболее коррумпированных государств мира. Тема в той или иной степени волнует всех. Как показал наш опрос, эту озабоченность разделяют и наши читатели, принявшие в нем участие.
Свою позицию на днях озвучил и премьер-министр В.Путин, выступая на форуме в Кисловодске: «Необходимо искоренить фундаментальные причины, порождающие коррупцию, а также обеспечить неотвратимость наказания за любое коррупционное деяние…Со своей стороны и дальше будем совершенствовать работу правоохранительных органов, судов, органов власти всех уровней. Общественные, правозащитные организации, СМИ должны реагировать на каждый известный им факт мздоимства, на каждую попытку использовать свое служебное положение, нажиться на людях\".
Справедливости ради отметим, что по степени коррупционности таможенные органы среди прочих государственных структур не на первом месте, хотя по некоторым опросам входят в первую десятку. Значительная часть околотаможенного бизнеса вообще не видит большой проблемы в коррупционности таможенников, считая, что без взяток (благодарностей) в этом деле не обойтись. Почему же?
Один мой старый приятель подходит к этому вопросу философски, деля чиновников на две категории: «есть те, кто берут, а есть те, кому дают». В этой игре слов заложен некий смысл: не смотря на то, что, и те, и другие, по сути, взяточники, первые - как бы вымогатели, вторые – как бы благодетели. Первые целенаправленно ищут (создают) проблемы, чтобы потом их решить (за взятку, разумеется), вторые просто делают свое дело и профессионально решают проблемы, опять же не отказываясь от благодарности. Да, объем задач, решаемых таможней, предполагает разный чиновничий подход к их реализации. Попробуем вместе разобраться, кто и на чем зарабатывает в таможенной иерархии и можно ли минимизировать коррупционную составляющую этих процессов.
Таможенные посты
Главная задача – осуществление таможенных операций в целях помещения товаров под таможенную процедуру и проведение таможенного контроля. Для выполнения этих задач обычный пост имеет подразделения таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) и подразделения таможенного досмотра (ОТД). Основной состав – инспекторский. Специфика работы у отделов разная, но есть одно общее - непосредственный контакт с участником ВЭД. От хорошо налаженного ежедневного общения, наличия неформальных отношений, позволяющих быстро решать мелкие вопросы, неизбежно возникающие при оформлении, зависит скорость совершения таможенных операций и, соответственно, качество сервиса таможенного представителя или перевозчика. Это уже прямое влияние на доходы, а доходами в России принято делиться.
В среднем, 50-100 долларов за декларацию (здесь сделаем отступление: все сказанное в этой статье относится далеко не ко всем таможенным органам и таможенникам, но точно имеет место быть в таможенной системе). За эти деньги декларацию зарегистрируют, проверят и выпустят. Участники ВЭД считают это как бы платой «за скорость». Заметим, что более 90% ДТ по ФТС выпускается в один день. С дополнительной проверкой, конечно, гораздо дольше, но декларант к этому, как правило, заранее готов и особых претензий непосредственно к инспектору не имеет. Нет, можно, конечно, и не давать, вымогать никто не станет, но, вполне возможно, здороваться станут иначе. Как правило, инспектора «привязаны» к своим учВЭДам и, наоборот: любой учВЭД предпочитает оформляться у «своего» инспектора. Все попытки отладить процесс диспетчеризации процесса декларирования со стороны руководства таможен оказались тщетны. Особенно это стало заметным в последнее время, когда таможни СЗТУ перешли на АИСТ-М, в котором такая функция попросту отсутствует.
С досмотрами сложнее. Хотя средняя такса за досмотр примерно такая же, сложность в том, что, если декларацию вы готовите сами и знаете все нюансы по документам, то в фуре или контейнере в любой момент может вскрыться какой-либо «сюрприз». Если ситуация грозит вылиться в АП, изъятие груза или его части, простой транспорта, штрафы и пр., то проблему нужно «закрывать» тут же, на месте. А это уже другие деньги.
Учитывая то, что объем досмотровых операций составляет по ФТС примерно 5-6% от количества товарных партий, нужно уметь зарабатывать, не полагаясь на случай. Поэтому «досмотровики» сейчас - весьма продвинутые (в узких областях знаний таможенного дела) специалисты. Нюансы определения веса нетто товара, торговые марки, классификации товаров, сертификации, фитосанитарного контроля, двойного назначения и т.д. и т.п. – во всем специалист по досмотрам должен разбираться, если хочет подзаработать. Разбег цифр здесь разнится в зависимости от ситуации и ограничен лишь фантазией инспектора. В отличие от выпускающих инспекторов, при возникновении «нештатной ситуации» цифры здесь называют весьма конкретные. Кроме денежного вознаграждения, «досмотровые» не брезгуют и «фактурой» досматриваемого груза: продукты питания, одежда, обувь, мелкая бытовая техника, канцелярские товары, игрушки и т.д. в хозяйстве всегда найдут достойное применение.
Отдельный разговор о тех, кто работает на пассажирском направлении. Тут, как и саперу, ошибаться нельзя, ибо пассажиры бывают разные. Поэтому основную мзду таможенники получают с тех, кто провозит небольшие коммерческие партии товаров под видом товаров для личного пользования. Напомним, что сейчас снято ограничение льготного перемещения товаров для личного пользования в течение 1 месяца одним лицом, а также повышена планка стоимостных ограничений до 10000 долл. для авиаперевозок. В результате количество таких партий пошло в рост, что самым естественным образом отразилось на мотивации таможенников.
Своим \"заработком\" инспектор делится с непосредственным руководством. Подобная схема («снизу») особо распространена, например, среди «гаишников». Правда, в ней есть минус: получая «засыл» от подчиненного, начальник становится от него зависимым и рискует потерять над ним контроль. Поэтому существует схема движения денег «сверху», когда начальник получает все, распределяя полученное среди подчиненных по своему разумению. Такая схема распределения имеет место в основном на небольших постах, там, где руководитель сам контактирует с заинтересованным лицом и решает все вопросы, не давая их решение на откуп подчиненным. В данной ситуации инспектор всецело зависит от начальника и полностью ему подконтролен. Но и здесь тоже есть минус: среди подчиненных всегда найдутся недовольные, а среди них еще и болтливые, а среди прочих – работающие осведомителями соответствующей службы. Это уже риск. Поэтому с точки зрения безопасности существует и третья схема, когда и руководство и подчиненные получают свою долю из одних рук, независимо друг от друга и в разное время.
Руководство поста – очень важный фактор в стабильной деятельности любого крупного декларанта или перевозчика. Процедура таможенной очистки устроена таким образом, что огромное число решений и согласований находится исключительно в компетенции начальника поста (лица его замещающего) или отдела. От того, как технологически организован этот процесс, зависит многое. Кроме того, всегда найдутся текущие проблемные вопросы, которые тоже может решить только начальник. Более того, от решения кого-либо из руководителей поста может зависеть, будете вы оформляться на посту или нет. И ваши права и желания тут не причем. В силу психологических особенностей особенно своенравны в этом плане руководители-женщины. В общем, хорошие отношения здесь важны и эта лояльность хорошо оплачивается. Сколько – вопрос сугубо индивидуальный, поскольку складывается из многих элементов.
Тут отметим, что хороший начальник понимает, что не все из инспекторов имеют возможность «подрабатывать», поэтому кое-где существует практика материальной «поддержки» таких сотрудников. На посту это, как правило, делопроизводители и ай-ти-специалисты т.п. Не забудьте, что есть еще «представительская» часть расходов – сопровождение работы комиссий, праздники и мероприятия и т.д.
Вместе с тем, таможенный пост – это всегда выгодное и доходное место работы. Не случайно, не смотря на довольно средние оклады, инспекторский состав характеризуется крайне низкой текучестью кадров. Попасть на пост – заветная мечта любого выпускника таможенной академии.
Пытливый читатель вправе спросить: а как с этим предлагаете бороться? Ничего нового в ответах, я думаю, вы тоже не узнаете, ибо все на поверхности. Первое, исключить непосредственный контакт. Электронное декларирование, собственно, и было для этого задумано. На сегодняшний день программные средства таможенных органов позволяют технически обеспечивать полностью виртуальное общение. Осталось на законодательном и ведомственных уровнях подправить технологические вопросы электронного взаимодействия с другими государственными органами, СВХ, портовыми администрациями и т.д. и обеспечить их исполнение на местах.
На втором этапе – автоматизировать функции принятия решения по выпуску ДТ, передав их машине. Ничего фантастического в этом нет: сегодня, как говорилось выше, более 90% товарных партий (а в отдельных таможнях до 99%) оформляется в один день, а значит, без проведения дополнительной проверки, требующей детального рассмотрения и изучения документов инспектором. Т.е. роль инспектора в этом процессе минимальна и она вполне по силам компьютеру. В результате, получите менее 10% деклараций, которые попадут под дополнительную проверку, в т.ч. и после выпуска, с внесением обеспечения. В этой связи хотелось бы напомнить, что каждым таможенным представителем, внесенным в реестр, уже предоставлено обеспечение таможенных платежей и налогов на сумму в 1 млн.евро. Но этот институт финансовых гарантий таможней сегодня почему-то не принимается в расчет при выпуске конкретных деклараций.
По досмотрам та же история. Присутствие на досмотре представителей декларанта или перевозчика на сегодня не является обязательным. Но, как правило, требование о присутствии на досмотре таможенники выдают одновременно с уведомлением о его проведении. Отсутствие заинтересованного лица на досмотровой площадке порой ставит в ступор должностных лиц таможни. Почему? Потому что в некоторых таможнях приучили к тому, что специалист грузополучателя сам снимает пломбу, вскрывает и упаковывает грузовые места, пересчитывает, взвешивает, фотографирует, отбирает пробы и образцы, готовит текст акта досмотра. Инспектор лишь время от времени наблюдает за этим процессом и… получает вознаграждение. Знают ли об этом руководители? Безусловно, но по указанным выше причинам ломать что-либо не станут.
Второе, это переработать законодательную базу, касающуюся технологии оформления. Сегодня она такова, что, не смотря на все антикоррупционные экспертизы, допускает неоднозначные трактовки и многовариантный порядок действия должностных лиц таможенных органов. Когда появляется выбор, появляется соблазн заработать.
Вывод: снижение степени коррупционности сотрудников нижнего звена находится в компетенции руководителей таможенной службы. Как говорится, было бы желание…
Алексей Романов