В своей новой статье, посвященной экономическим вопросам, премьер в очередной раз прошелся по коррупции, увидев в ней главную причину снижения привлекательности делового климата в России: \"Главная проблема - недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы… Ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени \"расположения\" к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае - не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться, - пишет главный кандидат в президенты. - Но такой \"договорившийся\" бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий».
Продолжаем и мы рассуждать о коррупционных проявлениях в таможенной среде. Сегодня поднимемся на ступень выше и поговорим о таможнях.
Основные функции таможни лежат в области организации и контроля процесса таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранения и обеспечения деятельности таможни и подчиненных таможенных постов. Здесь главный клиент – тот же участник ВЭД, но компетенция вопросов уже несколько выше. Пройдите по зданию любой таможни, и вы обязательно наткнетесь на скопление гражданских лиц с бумагами в руках у отдельных кабинетов.
ОКТС. Какое значение имеет таможенная стоимость в расчетах таможенных платежей, объяснять не нужно. Сегодня рисками охвачено 68% стоимостного объема импорта. Тот, кто администрирует стоимость посредством профилей рисков, тот и рулит потоками. ОКТС, в первую очередь, проводит политику вышестоящего таможенного органа в отношении администрирования стоимости наиболее «тяжелых» групп товаров. Там, где интереса РТУ не наблюдается, ОКТС собирает крохи со стола. Правда, не надо забывать, что главное слово здесь все же за замом по экономике. Отдел является специализированным (функциональным) подразделением и тут важно помнить, что его компетенция по принятию решений существенно ограничена приказом ФТС от 01.06.2011 №1145. Сюда приходят две категории участников ВЭД: одни - для принятия решения по стоимости декларируемых грузов, вторые – за консультациями. Тут надо отметить, что серьезной ответственности за консультации отдел не несет, а для поста они носят чисто рекомендательный характер. Однако в некоторых таможнях слово функционального отдела является решающим, поэтому целесообразность оплаты таких решений каждый декларант определяет себе сам.
Другое дело – отделы товарной номенклатуры (ОТН). Специалистов грамотно пользоваться основными правилами интерпретации в таможнях немного. Поэтому слово профи – тут главное. Хотя ОТН таможен не наделены правом выдачи предварительных решений по классификации товаров, одна из статей доходов – именно предварительное консультирование и выдача устных гарантий, что «согласованный» код «прокатит». Одновременно вам скажут, какие документы нужно подготовить, чтобы все выглядело убедительно. Не секрет, что «игра» с кодом – одна из излюбленных схем ухода от платежей. Это понимают и таможенники, фиксируя свой гонорар за услуги в процентах от экономии. В основном же, народ идет сюда, как и в ОКТС: либо за принятием решения по коду, если это установлено профилями рисков, либо добровольной консультацией. Быстро принять какое-то решение обычно не получается. Как правило, следует запрос о предоставлении технической документации, дополнительных сведений, направление на экспертизу и т.д. А это опять время, а время, как известно, деньги. Тут уместно напомнить об изменениях, внесенных ФЗ 409 в 16 главу КоАП, которые конкретизировали ответственность за неверную классификацию товаров. Поэтому наличие хороших связей с ОТН – это плюс для декларанта.
ОПСУР. Очень значимое в таможне по эффективности и степени влияния подразделение. В основе работы лежит анализ имеющихся источников информации, выявление рисков и применение мер по их минимизации. Охватывает все сегменты таможенной «поляны» (стоимость, классификация, страна происхождения, весовые параметры и пр.), поэтому если кто-то намерен что-то «замутить» по любому из вопросов, есть шанс быть замеченным бдительным сотрудником ОПСУРа. Зная это, многие участники ВЭД, даже не занимающиеся никакими серыми схемами, предпочитают на всякий случай «поддерживать» руководство отдела. Кроме того, сотрудники ОПСУРа - частые гости на досмотровых площадках и, в случае их участия в досмотре, ваши обычные расходы на досмотр, как правило, удваиваются. Если на ваш товар или компанию сработал «срочный» риск, значит, есть повод для беспокойства, ибо эффективность по ним превышает 30%. В случае «попадания» договориться будет сложно, поскольку по срочным профилям рисков есть контрольный показатель, который надо выполнять.
Отдел таможенной инспекции (ОТИ). Главная задача – пост-контроль. Эффективность таможенных проверок по ФТС находится на уровне 60%, по результатам которых доначисляются платежи, заводятся дела и взимаются штрафы. Однако количество этих проверок по сравнению с количеством участников ВЭД, а тем более товарных партий, смехотворно. Основной упор делается на проверки камеральные. Поэтому, если в вашу организацию пришел запрос из таможни о представлении каких-либо документов, скорее всего, здесь интерес ОТИ. Если все в порядке, - волноваться особо не стоит. Если нет – есть повод для встречи с сотрудниками инспекции. Дальше – по обстоятельствам.
Правоохранительный блок. Основное подразделение - ОРО. Задача оперов – рыть землю в поисках противоправной деятельности. Обладают обширной информацией, полученной из разных источников, в т.ч. и агентурных. Агенты, как правило, те же участники ВЭД. Идя с ними на неформальные отношения, сотрудники ОРО получают а) оперативную информацию, б) вознаграждение за лояльность. Основные игроки околотаможенного бизнеса, как правило, идут на это, потому что «крышевание» - своеобразный элемент безопасности предприятия. Подразделение административных расследований (ОАР) живет в основном за счет оптимизации своей работы: поиск оснований для прекращения дела, если их нет - сокращение сроков производства дел в целях скорейшего распоряжения судьбой груза. Главным координатором в блоке является зам по праву, по компетенции он решает большинство вопросов, за что, соответственно, может иметь свою долю.
Перечислять все подразделения дальше не имеет смысла, поскольку каждый имеет свою копеечку. Зависит от того, кто с кем контактирует и по каким вопросам. Отделы таможенных процедур общаются в основном с владельцами складов, ЗТК и таможенными представителями. Отдел контроля за таможенным транзитом – с перевозчиками. Отделы таможенных режимов – с теми, кто открывает режимы, отличные от экспорта и выпуска для внутреннего потребления. Тыловики – со строительными и торговыми организациями-подрядчиками. Правовые отделы – с юридическими компаниями и адвокатами. Служба безопасности держит на крючке «спалившихся» инспекторов и т.д.
Руководство таможен, конечно, все эти моменты прекрасно знает. Основными методами борьбы сегодня является не исключение причин возникновения коррупционных явлений, а отлов и наказание особо зарвавшихся или неугодных коллег-подчиненных. Мера, скорее, профилактическая, нежели кардинальная. Почему? Можно прогнозировать, что ликвидация всех схем дополнительного поощрения должностных лиц со стороны участников ВЭД приведет к массовому оттоку из таможенных органов достаточно квалифицированного персонала. Во-вторых, сами начальники по уши в этой теме, а бороться с самим собой, это, как вы понимаете, не каждому дано. В третьих, вышестоящие руководители, вплоть до Президента, кроме как предвыборного сотрясания воздуха, существенных мер по искоренению коррупционных явлений пока не предприняли. Такое положение дел, видимо, устраивает всех: и таможенников, имеющих возможность «левых» денег, и коммерсантов, готовых платить таможенникам, лишь бы те выпускали вовремя грузы. Хватит ли решимости побороть коррупцию - покажет время.
Алексей Романов