Как известно, в канун Дня защитника Отечества, ФТС провела расширенное заседание коллегии, на которой подвела итоги своей деятельности за 2011 год и обрисовала задачи на год текущий. Пользуясь материалами этого мероприятия, попробуем дать свою оценку работе этого уважаемого ведомства.
Не смотря на то, что «основные усилия таможенных органов в 2011году были направлены на создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, упрощение и ускорение совершения таможенных операций, расширение сферы применения перспективных информационных таможенных технологий, продолжение работы по реализации Федерального закона«О таможенном регулировании в Российской Федерации», упрощение и оптимизацию контрольных процедур, развитие взаимодействия с таможенными службами государств - членов Таможенного союза», все же «важнейшей задачей для службы было выполнение контрольного показателя по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами».
Не смотря на то, что «основные усилия таможенных органов в 2011году были направлены на создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, упрощение и ускорение совершения таможенных операций, расширение сферы применения перспективных информационных таможенных технологий, продолжение работы по реализации Федерального закона«О таможенном регулировании в Российской Федерации», упрощение и оптимизацию контрольных процедур, развитие взаимодействия с таможенными службами государств - членов Таможенного союза», все же «важнейшей задачей для службы было выполнение контрольного показателя по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами».
Как отмечает ведомство, в доход федерального бюджета поступило таможенных и иных платежей на сумму 6029,32 млрд. рублей, что составляет 103,48% от прогнозируемой суммы доходов и на 1 699,23 млрд. рублей больше, чем за 2010 год. По этому поводу мы уже писали неоднократно, заметим лишь, что вряд ли этот рекорд можно считать заслугой таможенных органов, поскольку основная доля таможенных платежей пришлась опять на экспортные пошлины. И связано это больше с внешнеполитическими причинами, нежели с качеством таможенного администрирования.
Что касается ввозных пошлин, то, как было отмечено в докладе А.Бельянинова, «контрольный показатель по взиманию и перечислению таможенных платежей при импорте товаров не выполнили Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Центральное и Южное таможенные управления. Наряду с объективными причинами, связанными с колебаниями стоимостных объёмов налогооблагаемого импорта, изменением курса валют и другими экономическими факторами, невыполнение контрольного показателя стало следствием недостаточного уровня таможенного
администрирования в перечисленных таможенных органах». О как! Иными словами, ни одно из РТУ (за исключением Уральского, Сибирского и - о! радость, Северо-Кавказского) планы по импорту не выполнили ввиду того, что плохо администрировали. А если не выполнили основные управления, спецификой которых является именно импортная составляющая, то, стало быть, и ФТС тоже? Однако об этом ни слова.
Одной из причин невыполнения плана было названо неудовлетворительное состояние работы, проводимой по контролю после выпуска товаров. Поэтому «для совершенствования контроля после выпуска товаров принято решение о создании в ФТС России Главного управлении контроля после выпуска товаров». Тут видятся 2 очевидные вещи. Во-первых, таможенные инспекции никогда не играли главных ролей в наполнении бюджета. Во-вторых, извините за навязчивость: а зачем же тогда некоторое время назад, Вы, Андрей Юрьевич, разогнали ГУТИ?
Применение системы управления рисками показало более слабые результаты, нежели в прошлом году. «В результате применения СУР таможенными органами Российской Федерации в 2011 году были дополнительно перечислены в федеральный бюджет таможенные платежи в сумме 16,4 млрд. рублей». Отметим, что в 2010 году эта цифра была несколько больше – 18,8 млрд. Хуже и иные показатели эффективности СУР. Так, в 2011 году было возбуждено 7,7 тыс. дел об административных правонарушениях и 155 уголовных дел, в 2010 – 9,5 тыс. дел об АП и 300 УД. Не смотря на это, 4,7 тыс. кодов ТН ВЭД ТС уже находятся под колпаком профилей рисков. Выход в упрощении ФТС видит в обелении участников процесса, освобождая их своим волевым решением от некоторых форм таможенного контроля. Как мы уже писали, упрощения коснулись автопроизводителей, промышленных предприятий и некоторых импортеров рыбы. Этот путь, на наш взгляд, выглядит ущербным.
Об информационных технологиях невозможно было промолчать. По данным ФТС, 77% деклараций на товары были поданы в электронном виде через Интернет. Причем на конец года эта цифра составила 90%. Правда, мало кого заботит, что электронное декларирование в том виде, в каком оно существует, мало что имеет общего с самой идеей. Очень жаль, что осталось за кадром, сколько деклараций было выпущено в электронном виде, и каков процент ДТ, оформленных по чисто безбумажной технологии. Впрочем, вряд ди ФТС владеет такими данными.
Судя по цифрам, наиболее успешно развивается предварительное информирование. Количество сообщений с предварительной информации выросло в разы. Это дало основание для введения обязательности предварительного информирования на АПП с 1 июня т.г. Вместе с тем, вызывает удивление тот факт, что количество использованных сведений от поданных составило всего лишь около 80%. ФТС никак не комментирует данное обстоятельство, видимо, оставляя его на совести перевозчиков.
«Однако, несмотря на предпринятые усилия, таможенный контроль все еще сопровождается излишними формальностями. Так, принятие решений
таможенными органами сопряжено с необходимостью подготовки большого числа документов в бумажном виде. Внедрение новых технологий осложнено
неготовностью других контролирующих ведомств к использованию современных механизмов взаимодействия. Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине представляется в бумажном виде».
Таким образом, главным тормозом развития ФТС считает отсутствие положительного тренда у смежных министерств и ведомств. Впрочем, заметим между строк, что на коллегии за неудовлетворительное состояние дел досталось также и IT – службе вместе с ГНИВЦем.
Таможенными органами по результатам ведомственного контроля вынесено около 14,5 тыс. решений (в 2010 году - 16,7 тыс.), которыми отменено и признано незаконными более 28 тыс. решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (в 2010 году – 40,2 тыс.). Доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму более 2,1 млрд. рублей (в 2010 году – 2,2 млрд.руб). Как вы заметили, эти показатели меньше прошлогодних, что, видимо, должно свидетельствовать о повышении качества работы подведомственных таможенных органов. Так ли это?
Юристы от таможни осуществляли защиту государственных интересов в судах по 33,6 тыс. делам на общую сумму около 21,3 млрд. рублей (при этом, 23,6 % дел перешли с 2010 г.). Судами рассмотрено 23,4 тыс. дел (26, 8 тыс. дел в 2010 году) на сумму более 14,3 млрд. рублей (в 2010 году – 63,3 млрд. руб.), при этом в 54 % случаев решения вынесены в пользу таможенных органов (видимо, речь идет, в том числе и о судебных исках, инициированных таможенными органами). Т.е., судиться немного стали меньше, оспариваемые суммы также ниже.
В 2011 году ликвидировано 96 таможенных постов и создано 43 таможенных поста, изменено местонахождение более 50 таможенных органов. Очевидно, что данные мероприятия проводились в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации. О других, более положительных, результатах внедрения Концепции не сообщается. Также обошли вниманием тот факт, что из функционирующих ныне 30 ТЛТ, половина по странному стечению обстоятельств отныне принадлежит РОСТЭКу. Тем не менее, в решении коллегии особо подчеркивается негативная роль «некоторых министерств и ведомств, занявших неконструктивную позицию». В чем конкретно выразился неконструктивизм, ФТС своим подопечным не разъяснила.
Зато про деньги бюджетные тему затронули. «До настоящего времени не утверждена подпрограмма «Совершенствование таможенной деятельности» (далее - подпрограмма) государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности», призванная обеспечить значительную часть финансирования ФТС России из федерального бюджета. Ввиду существующих между ФТС России и Минэкономразвития России разногласий по формированию системы показателей, оценивающих деятельность таможенных органов, процесс разработки подпрограммы не достиг логического завершения». Между тем, контрольные показатели эффективности деятельности, правда, установленные таможней самой себе, существуют уже давненько. ФТС при этом считает, что «на протяжении 2009-2011 гг. наблюдается положительная динамика среднегодового значения оценок (2009 г. - 88,54%; 2010 г. - 89,84%; 2011 г. - 94,69%), что свидетельствует о позитивной роли системы контрольных показателей в повышении качества таможенного администрирования». На наш взгляд, система действующих контрольных показателей носит ущербный характер и не отражает истинного положения дел в таможенной системе.
В 2011 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено более 4,5 тыс. УД, что на 10,2% больше, чем в 2010 году (более 4,1 тыс. УД). Около 1,6 тыс. УД возбуждено по контрабанде наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (в 2010 году - 950). Их доля от общего количества возбужденных УД составила 35,2%. В 2011 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено более 72,5 тыс. дел об АП, что соответствует уровню 2010 года (72,7 тыс. дел об АП). Однако, тут отметим, что если по итогам 2010 года штрафных санкций было назначено на сумму более 150 млрд. руб, то в отчетном периоде – лишь 93 млрд. рублей. При этом ФТС, как обычно, не упомянула о суммах взысканных штрафов, а ведь эта цифра разительно отличается от предыдущих.
Борьба с коррупцией велась, как и отжившим свое УСБ, так и созданным новым управлением по противодействию коррупции. Стоит отметить, что от того, что руководство ФТС разогнало службу безопасности, показатели стали только заметно хуже. Судите сами: по материалам этой службы возбуждено 398 УД (2010 год – 556), в том числе: 264 - по преступлениям коррупционной направленности (2010 год - 371), из них - в отношении 126 должностных лиц таможенных органов (2010 год – 197) и 40 - в отношении 33 взяткодателей (2010 год - 52). За совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 58 должностных лиц таможенных органов (2010 год – 100) и 18 взяткодателей (2010 год – 17). Т.е. напрашиваются как бы, две версии происшедшего: 1. Коррупции в таможенных органах стало меньше. 2. Стали хуже работать. Вам какая больше нравится?
А теперь о главных задачах на 2012 год. Их всего-то пять.
Первая чересчур смущает: «создание условий, содействующих развитию внешней торговли и модернизации экономики Российской Федерации». ФТС только и занимается тем, что препятствует этому по жизни.
Вторая откровенно пугает: «создание привлекательного инвестиционного климата, в том числе путем совершенствования, упрощения и ускорения таможенных операций и проведения таможенного контроля, повышения эффективности применяемой системы анализа и управления рисками, расширения сферы использования перспективных информационных таможенных технологий». На протяжении ряда лет все эти мероприятия проводились шкуркиными, шашаевыми, некрасовыми, ивиными и прочими - прочими. Но к декларируемой цели это пока не привело и вряд ли приведет.
Третья уже сильно раздражает: «формирование федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, во исполнение Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Таможня совсем свихнулась от выполнения этой задачи. Господа, бросьте ею заниматься и вы сразу решите первые две.
Четвертая пусть будет: «совершенствование нормативного регулирования в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, развитие информационного взаимодействия с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, а также странами - членами ВТО». Может, казахи научат ФТС, как надо работать?
Пятая: «проведение мероприятий с таможенными службами заинтересованных государств-участников СНГ по адаптации их законодательства с законодательством Таможенного союза с перспективой их присоединения к нему».
Как успешно ФТС будет решать эти задачи – покажет время. В целом же, если не считать рекордных сборов, служба особо ничем не порадовала. Вроде бы и большой объем работы проделан, но очереди на границе как были, так и есть, СУР по сути умирает, технологии – профанация, коррупция никуда не исчезла и т.д. и т.п. Таможня пыжится что-то изобразить, но топчется на месте. Может, хватит уже?
Алексей Романов