Анализируя происходящие события в последнее время в околотаможенной сфере несложно заметить некоторую активность деловых кругов и госструктур. Тревожатся перевозчики, засыпающие жалобами министерства и ведомства по поводу ситуации на пунктах пропуска Северо-Запада. На совещании Минэка рассматриваются предложения «Деловой России», выступившей с пакетом инициатив по оптимизации таможенных процедур. Похожий круг вопросов озвучен на недавно завершившемся Красноярском экономическом форуме. Не исчезли из памяти поручения вице-премьера И.Шувалова. Да и вот-вот будут опубликованы поручения Президента по итогам заседания комиссии по модернизации.
Чем же все недовольны? Если сформулировать коротко, то на наш взгляд, проблем несколько.
1. Явное вмешательство ФТС (на всех уровнях) в процессы движения товаропотоков и финансовых средств. Особенно это характерно выразилось в двух моментах. Первое - навязчивое внедрение Концепции переноса таможенного оформления, в места приближенные к государственной границе. Самым осязаемым результатом этой идеи явилось то, что из 30 функционирующих ныне ТЛТ, 14 принадлежат структурам РОСТЭКа. И второй момент – игра в карты. В смысле использования их в качестве платежных инструментов.
Чего хочет бизнес в этой сфере? Прежде всего, прозрачности и открытости. Должен быть установлен порядок создания, ликвидации и реорганизации таможенных постов, учитывающий, в том числе и интересы предпринимателей. Это раз. Второе, должны быть единые правила ведения бизнеса таможенными представителями, уполномоченными экономическими операторами, организаторами платежных систем, предусматривающие честную конкуренцию, неподконтрольные желаниям руководства ФТС.
2. Безудержное отставание технологий проведения таможенного контроля, прежде всего, технологий информационных, от современных реалий. Не смотря на позиционирование ФТС, как лидера новаций в информационном прорыве, на наш взгляд, ситуация далеко не идеальна. Электронное декларирование в полном объеме так и не работает. Предварительное информирование бессмысленно без эффективно и грамотно построенной СУР. «Единое окно» по причине отсутствия единой межведомственной информационной системы – блеф, парализовавший работу в пунктах пропуска. Технология «сухого порта» в виду отсутствия надобности так и не прижалась и служит лишь прикрытием для построения схем использования частного бизнеса терминального типа. «Удаленный выпуск» из-за отсутствия технических связок между постами также ограничен в повсеместном распространении.
Что требуется? Пересмотреть технологии совершения таможенных операций и таможенного контроля под требования дня. Движение в пунктах пропуска, транзитные операции, документальная проверка и фактический контроль, особенно – контроль таможенной стоимости, все это безнадежно устарело и требует незамедлительной модернизации. На повестке дня стоит введение автоматического (без участия инспектора) выпуска товаров. Предпосылки для этого уже созданы: по заверениям ФТС 99,8% деклараций выпускается в 1 день. Это означает, что при существующем объеме декларирования роль инспектора минимальна.
3. Несколько закрытый характер результатов деятельности. С нашей точки зрения, необходим общественный контроль деятельности таможенной службы. Таможня должна стать открытой организацией, идущей на активный диалог с бизнесом, с понятными и разумными индикаторами своей деятельности, системой мониторинга и оценки эффективности со стороны.
От того, насколько руководство страны готово прислушаться к мнению бизнеса, работающего в сфере ВЭД, зависит многое.
Алексей Романов