В конце прошлого года Федеральная таможенная служба, как и обещала, выдала некие послабления для отдельных категорий импортеров. Это выразилось в издании сразу трех приказов, вводящих порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц:
- осуществляющих промсборку автотранспортных средств;
- осуществляющих промсборку автотранспортных средств;
- импортирующих для производственных нужд сырье и оборудование;
- ввозящих рыбу и морепродукты, а также консервы и другие готовые продукты.
Смысл введения приказов – возврат к так называемым «белым» спискам. Недовольство крупного бизнеса невнятностью таможенного администрирования, замешанного на коррупционных связях, основной которого является крайне неэффективная система управления рисками, вынудило ФТС искать способы решения задачи. Как известно, нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое. Ведь нечто подобное было создано и функционировало несколько лет назад. Вспомним, что ранее тоже существовал аналогичный порядок, воспользовавшись которым можно было попасть в исключения из действия некоторых профилей рисков. Потом этим вопросом серьезно озаботилась служба безопасности, найдя данную схему несколько коррупционной. В результате такого интереса тема сошла на нет, и все выданные решения потихоньку исчезли в результате обновления рисков. Несмотря на то, что тема коррупционности, в отличие от управления собственной безопасности, никуда не исчезла, тексты порядков поразительно схожи со старым.
Все три порядка выглядят, как близнецы-братья. Отличия кроются в деталях, которые мы для удобства восприятия облекли в табличную форму (см. ниже). Как и прежде, основным координатором процесса является координирующее подразделение в лице ГУОТОиТК. Нетрудно догадаться, что под этой вывеской понимаются сотрудники, занимающиеся системой управления рисками. Их задача – путем несложного анализа выявлять претендентов, жаждущих приблизиться к перспективам снижения административного давления. Насколько они будут мотивированы на это – вопрос риторический. Если вы вникните в детали, то поймете, что для анализа сведений о деятельности импортера требуются документы, которых у ФТС нет и быть не может. Поэтому без собственного желания импортера попасть в заветный список не обойтись.
Захотят ли они этого? Полная уверенность пока есть относительно «рыбников», поскольку здесь явно проглядывается «рыбное» лобби. К соискателям подобраны такие подробные критерии, что невольно начинаешь думать, а кого конкретно, собственно, здесь имели в виду?
Если не принимать во внимание сложность механизма принятия решения, его многоступенчатость, как по вертикальным, так и горизонтальным связям иерархической структуры таможенной службы, самый главный вопрос, который наверняка волнует всех: что это даст? Ну, во-первых, вас не будут досматривать без явных причин криминального характера. Во-вторых, не будут направлять в функциональные отделы, если это требуется по риску для принятия решений. Это сразу и всегда. И, в-третьих, все остальные меры по минимизации рисков применяются только один (в первый) раз, либо если сработает генератор случайных чисел. Как вы понимаете, все остальное - вопросы классификации, таможенной стоимости, нетарифных мер регулирования и пр., остаются без изменений. Дополнительная проверка по 68 статье кодекса тоже.
Впрочем, не будем пугать. Ведь по статистике ФТС более 90% деклараций и сейчас выпускается в один день. Во многом эта статистика обеспечивается за счет автопроизводителей и других промышленных предприятий. Что касается «рыбников», то, вероятно, следует ожидать таких же подарков со стороны ФТС для «мясников», «фруктовиков», «химиков», «обувиков», «текстильщиков»… Да мало ли найдется тех, кто не работает по \"серым\" схемам? Приживется ли эта идея в системе? Думается, что автопроизводителей туда засунут точно. Даже, если не захотят. Что касается, остальных, то тут без инициативы снизу дела не будет.
На наш взгляд, критериями отделения «белой» массы от прочих оттенков является не принадлежность к определенной тусовке лоббистов, а показатели деятельности каждой в отдельности организации-участника ВЭД. Но ФТС эту поляну не окучить. И как здесь не вспомнить про белые пятна в законодательстве о саморегулируемых организациях в области ВЭД? Поручительство за своих членов любой уважаемой некоммерческой структуры как нельзя кстати пришлось бы для оптимизации процессов таможенной очистки товаров. Надеемся, что это не загорами.
[attachment=133:таблица сравнений]
Алексей Романов