Первый раз в жизни вам потребовалось что-то импортировать или отправить на экспорт. И если знакомство с миром таможенных примочек вас пугает до жути, то, скорее всего, вы обратитесь к помощникам – таможенным представителям. Но как его выбрать, если для вас всё ново на поприще внешнеэкономической деятельности? Мы попросили специалистов рассказать, как можно понять, что таможенный представитель водит вас вокруг пальца и банально разводит на деньги, и как этого избежать.
Елена Парамонова, руководитель подразделения по таможенному оформлению FM Logistic
Основной обман, с которым сталкиваются клиенты таможенных представителей, − это предоставление клиенту неполной информации, умалчивание или искажение ее по всем возможным вариантам выхода из сложившейся ситуации. То есть полное отсутствие экспертной оценки и помощи участнику ВЭД.
Мы часто сталкиваемся с историей, когда к нам приходит клиент от другого таможенного представителя и только от нас узнает о своем праве доказывать стоимость своего товара через дополнительную проверку (условную корректировку). Предыдущий таможенный представитель клиента ставил его перед фактом о возможности принятия таможенной стоимости только по окончательной корректировке. Данная политика таможенного представителя может говорить о его нежелании прилагать усилия по защите интересов клиента перед таможенными органами.
Есть прямые издевательства, по моему мнению, над участником ВЭД, когда таможенные представители заставляют клиента дробить товары на составляющие лишь для того, чтобы увеличить количество кодов ТН ВЭД в декларации и соответственно увеличить себестоимость своих услуг. Как правило, такие методы работы распространяются на участников ВЭД, которые не сведущи в процессах таможенного оформления и таможенном законодательстве. В связи с чем нечистоплотный таможенный представитель не считает нужным уделить время и проконсультировать своего клиента о его правах и возможностях. У таких представителей всегда один риск − потеря клиента и репутации.
Не надо стесняться задавать вопросы своему представителю. Лучше рассматривать в качестве своего представителя крупную компанию с уже сложившей репутацией на рынке. Выбирайте тщательнее себе своего представителя - он должен представлять именно ваши интересы в рамках законодательства перед таможенными органами.
Марина Лякишева, советник по таможенным вопросам компании NAWINIA
Что бы меня как клиента могло бы насторожить в отношениях с таможенным представителем?
Например, предложение «подобрать» классификационный код с пониженной ставкой пошлины без получения предварительного классификационного решения или договориться с таможней не о доказывании и принятии реальной таможенной стоимости, а о том, чтобы «подогнать» ее под проходные цены профилей риска.
Также не вполне честным я считаю объявление тарифов таможенного представителя на декларирование товаров «под ключ» без его информирования о дополнительных расходах на оплату услуг СВХ, на досмотры, отборы проб и образцов, получение сертификатов и иных разрешительных документов. Также в базовые тарифы таможенного представителя часто лукаво не включают подготовку отчётов для клиента, предварительный анализ условий внешнеэкономической сделки и проработку комплектов документов для декларирования.
Добросовестный клиентоориентированный брокер всегда старается отстаивать интересы своего клиента, а не транслировать позицию таможенного органа, особенно если она не вполне соответствует действующему законодательству. Недобросовестный брокер часто действует по принципу «клиент приходит и уходит, а с таможней в любом случае придётся работать, лучше сделать так, как настаивает (или привыкла) таможня». Такой подход работал при наличии тесных дружеских отношений между сотрудниками таможни и таможенного представителя. Но такие неформальные связи оказываются фатальными для бизнеса при реорганизации таможни, таможенного поста, увольнениях и переводах сотрудников. В последнее время такие административные ресурсы малоэффективны из-за развития автоматизированных технологий, удалённого выпуска, современных технологий, минимизирующих контакты между таможенным представителем и сотрудниками таможенных органов.
Мне кажется, что для взаимодействия с добросовестными клиентами этот вид таможенных представителей постепенно вымирает в нашем информационном мире. Любой обман, нечистоплотность и недобросовестность таможенного представителя через профессиональные сообщества и социальные сети тут же становится известны в нашей профессиональной сфере. Вообще сейчас из повседневной практики исчезают «одноразовые сделки» с клиентами, успешные таможенные представители на нашем сложном таможенном рынке настраиваются на постоянный клиентский поток и дорожат своей репутацией.
Георгий Властопуло, генеральный директор компании «Оптимальная логистика»
Для нас понятие «надежности» в бизнесе состоит из двух групп критериев: базовые доступные и стратегические. По базовым критериям мы определяем финансовое состояние, размер компании, время работы на рынке, количество и состав контрагентов, их рекомендации, положительную практику, штат сотрудников, количество филиалов, географию присутствия и судебную практику.
Если говорить о том, как выбрать надежного таможенного представителя, то я могу выделить несколько параметров, на которые надо опираться:
− Наличие лицензии таможенного представителя (ТП), насколько давно компания находится в статусе ТП, сколько лет на рынке, наличие административных правонарушений в области ВЭД.
− Финансовая отчетность ТП (оборот компании хотя бы за последние 2 года). Такие показатели позволят оценить партнера как с точки зрения его реального финансового положения, фактического положения на рынке в краткосрочной и среднесрочной перспективах, так и его открытость перед потенциальными клиентами.
− Членство в профессиональных альянсах, сообществах, например, WCA, ACEX, МТПП. Такая информация может служить дополнительным подтверждением профессионализма и стабильности компании.
− Наличие сертификатов стандартов качества, сервиса и других параметров. Возможные примеры – наличие сертификата ISO и соблюдение экологических норм.
− Количество операционных представительств, численность штата сотрудников.
− Клиентский портфель. Репутация, отзывы в профильных сообществах и маркетинговая активность. Таможенные представители относятся к B2B-сектору, а работа ведется преимущественно с юридическими лицами, деятельность которых связана с услугами, поэтому клиент не может оценить качества до момента начала сотрудничества. Именно по этой причине главным аспектом будут являться клиенты таможенного представителя, их количество и конечные рекомендации. Поэтому необходимо ознакомится с отзывами. Желательно, чтобы они были максимально актуальными, не более 1-3 лет. Самый идеальный вариант − личное общение с представителями клиентов таможенного представителя.
− Активность компании на рынке, участие в конференциях, выставках и присутствие в СМИ – все это тоже будет дополнительным положительным критерием при выборе партнера. Компании, которые ведут активное развитие, ориентированы на клиентов и, как правило, стремятся к оказанию услуг на максимально высоком уровне.
Также сделаю акцент на технологиях, которые использует компания. Автоматизация бизнес-процессов, наличие ERP-систем, инновационных платформ, которые позволяют клиентам получать современный, комфортный и актуальный сервис, что, как мне кажется, в современных реалиях является обязательным требованием к бизнесу партнера.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!