На этот вопрос пока толком никто не ответил. Понятно, что его использование несколько облегчает жизнь самим таможенникам и дает зарабатывать на оказании платных услуг коммерческим структурам. Перевозчикам намного легче не стало: заметного сокращения сроков нахождения транспортных средств в пунктах пропуска добиться так и не удалось. Анализ влияния имеющейся предварительной информации на скорость прохождения границы ФТС широкой общественности тоже не демонстрировала. Вместе с тем, цифры говорят сами за себя: по итогам ушедшего года таможенными органами было оформлено более 3 млн. транзитных деклараций и лишь в 13 процентах случаев использовались сведения, полученные предварительно. Какой пряник нужно предложить перевозчикам, чтобы вопрос сдвинулся с места? Или все же кнут будет понадежней?
Как бы там ни было, с июня т.г. в таможенных органах вводится обязательность предварительного информирования. Это определено Решением КТС от 9 декабря 2011 г. N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Разговоры о необходимости такой меры шли давно, поскольку мировой опыт показывает ее эффективность. Но, как известно, то, что прижилось на Западе, не факт, что адаптируется и у нас. Памятуя о том, как в прошлом году внедрялась технология «одного» окна, и к каким результатам это привело, давайте за 5 месяцев до часа Х попробуем разобраться в этом несложном вопросе. Тревогу, однако, никто пока не бьет. А зря: подняться с 13 процентов до 100 будет очень непросто.
На сегодняшний день таможенники пользуются приказом ФТС России № 1230 от 03.10.2008 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации». Приказ устарел, поскольку издан еще до введения таможенного законодательства Таможенного союза.
В конце 2010 года на официальном сайте ФТС появился портал «Электронное представление сведений», куда заинтересованное лицо может внести предварительную информацию. По итогам прошедшего года через этот портал было передано 151 тыс. сведений, из которых при совершении таможенных операций было использовано 125 тыс. (т.е. 82%). Почему не пригодилась остальная часть – неизвестно. Нужно сказать, что вообще-то сведений было подано гораздо больше – более полумиллиона. Очевидно, что оставшуюся долю (а это около 70%) оттянули на себя коммерческие операторы типа РОСТЭКа. Почему же перевозчики не хотят пользоваться бесплатным ресурсом ФТС, предпочитая платить коммерческим структурам? Ответ прост: последние расположены непосредственно на границе в пунктах пропуска и имеют возможность контактировать как с перевозчиком, так и с таможней. Умение решать вопросы на месте – это важный фактор, поэтому, даже получая предварительную информацию через портал ФТС, инспектора частенько ее «не видят» и направляют водителей к тому же РОСТЭКу. Те, конечно, недовольны, но поделать ничего не могут: иначе попадешь на простои.
Коренным нововведением является состав предварительной информации. Решением КТС теперь закреплено официально, что если товар будет дальше следовать по процедуре таможенного транзита, то представляемые сведения должны соответствовать объему транзитной декларации. Это обстоятельство должно бы существенно ускорить процесс помещения под процедуру. Однако, установленный решением срок откровенно пугает – до 2 часов. По сегодняшним меркам это чересчур. Исходя из прогнозируемого увеличения импорта, время нахождения автотранспортного средства в пункте пропуска (при отсутствии рисков) должно занимать не более 10 минут. Сегодняшние технологии совершения таможенных операций не позволяют даже близко приблизиться к этим срокам. Хотя по заверениям ФТС средняя скорость совершения таможенных операций в АПП составляет чуть более 18 минут, не стоит забывать, что теперь таможня осуществляет функции по транспортному, санитарному, ветеринарному и другим видам государственного контроля, на которые тоже уходит время.
И, конечно, большого смысла в «обязаловке» не будет без грамотно настроенной СУР. Решением установлено, что таможенные органы в течение 2-х часов с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками. По сути это означает, что до въезда товаров на территорию пункта пропуска таможенники должны определиться с формами таможенного контроля и развести потоки по «зеленым» и «красным» коридорам. Готовы ли они к этому? Сейчас явно нет. Зная, как работает таможня, есть большие сомнения, что это заработает и с 1 июня.
На прошедшей 22.02.2012 коллегии ФТС был принят целый пакет решений, направленных на введение обязательного предварительного информирования. В частности:
- обеспечить готовность таможенных органов и их информационных систем к введению обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом;
- обеспечить подготовку проектов профилей рисков, направленных на контроль сведений, представляемых при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза на основе анализа обязательной предварительной информации;
- провести комплекс организационных, технических, методологических и иных подготовительных мероприятий, направленных на реализацию в подчиненных таможенных органах введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом;
- подготовить новые редакции инструкций о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в пунктах пропуска при перевозке товаров автомобильным и морским видами транспорта;
- подготовить новую редакцию Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением КТС от 17 августа 2012 г. № 438;
- представить руководителю ФТС России на утверждение проект приказа ФТС России, определяющий технологию использования получаемой таможенными органами Российской Федерации предварительной информации при анализе и оценке риска в целях реализации выборочного подхода к применению мер таможенного контроля.
Результатом проведенных мероприятий, очевидно, должен стать качественный рывок таможенников к прогрессу и, как показатель качества – полное отсутствие очередей из грузовиков на границе. Знаете, верится с трудом. Очень сильно настораживает тот факт, что ни в одном из мероприятий не предусмотрено ни встреч, ни обсуждений проектов документов с перевозчиками, экспедиторами, участниками ВЭД, их ассоциациями и объединениями, т.е. теми, кто непосредственно участвует в процессе. Полностью отсутствует элемент популяризации нововведения, его положительных сторон, приглашения к сотрудничеству. Проверено временем: без активного участия бизнеса в отработке технологических вопросов получится как всегда, а не так, как хотели…
Вывод: готовимся к сюрпризам и очередным коллапсам на границе. Будьте уверены: виновниками будут перевозчики.