Крым подготовил проект бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов. Все три года жизнь на полуострове на 80% будет обеспечиваться за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, которые с каждым годом будут только расти. На что пойдут эти деньги?
Насколько выросли трансферты
Дотационным Крым был еще до того, как стал частью России. В 2012 году 53,4% доходов казны региона в размере более 2 млрд гривен финансировалось за счет трансфертов из государственного бюджета Украины. Оставшиеся доходы формировались за счет налогов на доходы граждан, акцизов и прочих поступлений.
Став частью России, крымский бюджет только выиграл: за три года в составе РФ его доходы выросли по сравнению с украинскими почти в два раза и будут расти дальше, главным образом за счет дотаций, теперь уже из российского федерального бюджета.
Выжить без дотационной подпитки из центра республика уже не способна. Более того, доля трансфертов из центра в доходах региона с каждым годом становится только больше, несмотря на то, что переходный период уже давно закончился.
В совокупности за три года в составе России – с 2014 по 2016 год – объем федеральных трансфертов бюджетам Крыма и Севастополя перевалил за 470 млрд рублей, подсчитали в РБК. С каждым годом объемы дотаций увеличиваются, как и их доля в сумме доходов полуострова.
Так, например, из 131,7 млрд рублей доходов, запланированных на 2017 год, объем субсидий, субвенций и дотаций составит 105 млрд рублей, то есть почти 80%. На будущие три года предусмотрены еще более внушительные траты. В 2018 году из федерального бюджета Крым получит 129,5 млрд рублей, а к 2020 году сумма трансфертов достигнет 150,3 млрд рублей из 190 млрд рублей совокупных доходов. Фактически объемы помощи будут расти гораздо быстрее, чем будут увеличиваться собственные доходы региона. Даже к 2020 году доля собственных налоговых и неналоговых доходов будет составлять всего лишь 21%.
При этом источников для собственных доходов у Крыма совсем немного. Почти половина доходной части бюджета – это налоги с физических лиц, которые в последние годы росли только за счет повышения зарплат бюджетникам и роста МРОТ.
На что тратят бюджетные деньги?
По итогам прошлого года бюджетные расходы региона составили 138,4 млрд рублей. Львиная доля всех средств расходуется на самих граждан. Требование увеличить пенсии и зарплаты бюджетникам обусловило рост социальных расходов региона.
Так, в 2016 году расходы на образование составили 31,6 млрд рублей, на социальную политику, в том числе пенсии и субсидии – 22,2 млрд рублей, еще 11,7 млрд рублей пошло на здравоохранение, 774,1 млн рублей направили на физкультуру и спорт. В совокупности на эти статьи приходится почти 48% всех расходов.
Но самая крупная группа расходов – отчисления по статье «Национальная экономика». В 2016 году на нее направили 50,4 млрд рублей. Больше половины этой суммы, а именно 26 млрд рублей, пошло на строительство и ремонт дорог, многие из которых до сих пор остаются в плачевном состоянии, а некоторые и вовсе не тронутыми, несмотря на колоссальные бюджетные вливания. Откаты, срыв сроков и перекладывание ответственности, а также все новые и новые дополнительные расходы, из-за которых стоимость объектов вырастает в разы, – это стало уже обыденной практикой на полуострове.
СМИ неоднократно сообщали о фактах растраты средств чиновниками или необоснованных расходах. Так, например, в Крыму возбудили уголовное дело по факту растраты более 46 млн рублей, которые выделялись для обеспечения организации безопасного движения. Обвиняемым по этому делу выступил Василий Савченко, который ранее возглавлял службу автомобильных дорог Крыма. Свыше 60 млн рублей в 2015 году потратили на новогодние ели и праздничную иллюминацию. Еще 37 млн рублей (с 2015 по 2020 год) пойдет на укрепление местных казачьих общин, из них 8,5 млн – в 2017 году. Подобных примеров много. Отчасти такое положение дел связано с тем, что почти 98% всей поддержки из центра приходится на дотации и субсидии. Это суммы, которые выдаются без конкретных условий их использования – все на усмотрение местных властей. Субвенции, которые выдаются на конкретные цели, занимают лишь скромные 2%.
Подобное положение дел уже критиковалось Счетной палатой. Ведомство проверило реализацию программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», которая предусматривает развитие энергетического комплекса региона, инженерной инфраструктуры, связи, водообеспечения и многих других коммуникаций. Совокупные расходы на программу становятся все больше: на данный момент они оцениваются уже в 825,4 млрд рублей (на период с 2015 по 2020 годы) – эта сумма идет в дополнение к субсидиям и дотациям, которые уже поступают в регион из центра.
При этом выяснилось, что затраты на программу регулярно росли, но несмотря на колоссальный объем вливаний, стройка отставала на 180 из 448 объектов, а вот зарплаты руководящего звена, наоборот, двигались вперед. Выплаты руководству дирекции в 2017 году достигали 607,5 тысячи рублей в месяц на человека, а сотрудникам рангом поменьше – 302 тысяч рублей в месяц.
Отдельные статьи расходов – Керченский мост, затраты на который постоянно увеличиваются и уже достигли 227,9 млрд рублей, а также – федеральная трасса «Таврида», на которую планируют потратить 166 млрд рублей. На все это тоже будут тратиться бюджетные деньги, порой в ущерб проектам из других регионов.
Почему Крым не зарабатывает самостоятельно?
Крымчанам уже давно стоило бы встать на ноги, тем более что в регионе для этого создана даже свободная экономическая зона, которая должна привлекать бизнес, в особенности крупных инвесторов. Учитывая объемы выделенных средств на развитие региона и налоговые льготы, крымская экономика могла бы уже года два показывать темпы роста.
Однако официальная статистика показывает, что за исключением строительства объектов другие отрасли бурного роста не демонстрируют. По данным Росстата, промышленное производство в январе-сентябре в Крыму выросло только на 2,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Несмотря на устремившийся в Крым малый бизнес, драйвером региона он пока не стал. При этом в Крыму нет ресурсов, а туристическая отрасль пока еще сильно уступает своим зарубежным конкурентам. Крупный бизнес в регион тоже не спешит, опасаясь попасть под международные санкции, не говоря уже об иностранных инвесторах. На полуострове до сих пор не работают крупные российские банки, в том числе Сбербанк, и сильно затруднены платежные расчеты. Регион отключен от SWIFT, что сводит на нет все попытки выйти на международный рынок. И даже MasterCard и Visa работают не напрямую, а через процессинговый центр РНКБ. Все это мешает развиваться бизнесу и росту собственных налоговых отчислений. Вероятно, наши власти особенно не рассчитывают на то, что в ближайшие пять лет санкции снимут и ситуация изменится, поэтому и дальше будут дотировать Крым.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Комментарии