200 долларов за баррель – далеко не счастье для России. А вот имеющаяся цена в 69-70 долларов за баррель – комфортная для нашей экономики. О том, что сейчас происходит на нефтяном рынке и что ждет впереди, рассказывают эксперты.
Вячеслав Кулагин, директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН:
– Сейчас нефть стоит 69 долларов за баррель. В 2018 году цены будут относительно стабильны. Изменения возможны – конъюнктурные, сезонные, но ничего сверхъестественного произойти не должно. До конца года будет действовать договор ОПЕК+. Это соглашение гарантирует, что те свободные мощности, что сегодня есть в мире, не будут задействованы, а значит, не будет и переизбытка нефти.
Цены достаточно высоки для того, чтобы стимулировать разработку новых, но не самых дорогих запасов нефти, в частности, стимулировать дальнейший прирост нетрадиционной добычи в Северной Америке. Но это будет умеренная добыча, которая не сможет покрыть тот рост спроса, который мы наблюдаем на рынке.
Следует ожидать дальнейшей стабилизации рынка по части «спрос-предложение». Рынок будет в нормальном состоянии балансироваться, цены будут стабильны. Значительного роста или резкого падения цен не будет. Имеющиеся цены устраивают игроков как на стороне предложения, так и на стороне потребления. Есть точечно страны, которые испытывают проблемы, та же Венесуэла. Но возможности как-то повлиять на ситуацию у Венесуэлы нет в данном случае.
В среднесрочном прогнозе в бюджет заложена цена, заметно ниже той, что мы имеем в настоящий момент на рынке. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Есть документ Минэкономразвития, называется «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Цена на нефть заложена на 2018 год в размере 43,8 доллара за баррель, а в консервативном сценарии – 36,8. Но Минэкономразвития и Минфин всегда стараются занизить цену на нефть. Когда делаешь бюджетную политику, лучше оказаться с дополнительными экспортными доходами, чем без них. Это перестраховка, которая всегда делается, и вот эта очень осторожная цена заложена в бюджет. Доходом от более высокой цены можно будет покрывать дефицит и дополнительные статьи расходов.
В целом, если говорить об экономике, она достаточно адаптировалась к изменению цен на нефть. Того, что есть в Венесуэле, у нас не происходит благодаря гибкому курсу рубля. Цены на нефть упали – курс рубля увеличился, и мы в рублях получили фактически тот же доход.
Даже сложно сказать, что сейчас лучше для России – высокие цены на нефть или низкие? При высоких ценах на нефть увеличится валютная выручка и экспортные поступления валюты, что, в общем, хорошо. Но низкие цены на нефть приводят к тому, что отрасли национальной экономики становятся более конкурентоспособными в мире. Потому что в пересчеты на доллары у них затраты падают. А это значит, что возникает дополнительный потенциал для экспорта. Для кого-то это хорошо, для кого-то – не очень. Для сельского хозяйства, например, чем ниже цены на нефть – тем лучше, потому что возможности конкурировать с зарубежными поставками возрастают.
В целом 200 долларов за баррель – далеко не счастье для страны сейчас. А имеющаяся цена в 69-70 долларов за баррель – комфортная цена для нашей экономики.
Андрей Кочетков, аналитик «Открытие Брокер»:
– Высокая цена на нефть всегда приводит к тому, что начинают добывать больше, снижает дисциплину, потому что возникает соблазн продать побольше и подороже. Текущая цена на нефть может привести к тому, что американские сланцевые компании будут наращивать свою добычу. Собственно, Минэнерго США уже ожидает, что порог в 10 млн баррелей в сутки будет преодолен уже в феврале (вместо весенних месяцев). Кроме того, очень часто возникают сомнения в отношении добычи в России. Наши добытчики часто рапортуют, что добыча растет, хотя вроде бы как страна в целом добычу нефти снизила в рамках договора ОПЕК+. Есть вопросы к дисциплине арабских стран – это, прежде всего, Ирак. Дисциплину могут нарушить африканские производители и так далее.
Дорогая нефть также приводит к тому, что некоторые производители нефти приступают к эксплуатации скважин, нефтедобыча из которых была нерентабельна, скажем, при 40 долларах за баррель. При 70 долларах за баррель, естественно, большее количество месторождений нефти становится выгодным для добычи.
В целом это приведет к увеличению объемов нефти на рынке. Тот задел, который был сделан ОПЕК+, будет ликвидирован. Предложение на рынке совпадет со спросом, а, может быть, и превзойдет его, что приведет вновь к увеличению поставок нефти.
Что касается цены барреля, заложенной в российский бюджет, пока бюджет не претерпел особых изменений с точки зрения цен на нефть. На стоимости барреля в этом году никто не акцентировал внимания. Во всяком случае, до Нового года звучало, что если цены на нефть будут в районе 55-56 долларов за баррель, то Минфин купит валюты на 2 трлн рублей. А если цена поднимется до 60 долларов за баррель, то сумма поднимется до 2,3-2,4 трлн рублей. При текущей цене на нефть в 69 долларов за баррель можно предположить, что Минфин буквально будет пылесосить валютный рынок, не давая рублю укрепляться.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Нефть
- 2018.01.12 4:47Инвесторы начали уходить из нефтегазовой сферы из-за проблем с экологией
- 2017.12.19 12:48Саймон Пирани: Почему мы до сих пор не отказались от углеводородов?
- 2017.12.01 4:05В Китае нашли больше миллиарда тонн нефти: что ждет рынок?
- 2017.11.08 12:31Цены на нефть могут выстрелить
- 2017.10.06 12:42СА и РФ вместе смогут влиять на нефтяной рынок
- 2017.09.27 4:08Что произойдет, если Турция перекроет поставки курдской нефти
- 2017.06.20 9:30Почему нам стоит ожидать низких цен на нефть?