В Биробиджанской таможне, в частности, в пункте пропуска Нижнеленинское, сложилась непростая ситуация. Таможня, по словам предпринимателей, перестала справляться с потоком грузов, особенно экспортных – их объем возрос из-за рекордного урожая зерновых. Участники ВЭД считают, что задержка в оформлении – заслуга непосредственно местной таможни, однако, вероятно, проблема куда шире и актуальна для всей России: внедряемые с накладками ноу-хау.
«На сегодня на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе и в Еврейской автономной области, собран большой урожай зерновых, в связи с чем наблюдается всплеск экспорта сои, − рассказывает генеральный директор ООО «Речной пункт пропуска «Нижне-Ленинское» Андрей Иванченко. − Но при этом в смешанном пункте пропуска Нижнеленинское ежедневно не пропускается от 12 до 40 единиц транспорта, а это ни много ни мало, от 300 тонн до 1000 тонн сои, которую не успевают экспортировать через границу каждый день.
Это совсем небольшие цифры в количестве транспорта, но и на них таможня нашла причины, чтобы не пропускать. Внедрение новых весогабаритных комплексов типа «РУБЕЖ-М» и мобильных инспекционно-досмотровых комплексов привело к увеличению времени таможенного оформления. И в таможне не придумали ничего лучше, чем сократить проектную пропускную способность пункта пропуска».
Правительство Еврейской автономной области инициировало запрос в Биробиджанскую таможню с намерением прояснить, почему происходит задержка в оформлении и что собирается делать руководство таможенного органа, чтобы вопрос разрешить.
«В адрес администрации порта стали поступать устные жалобы на действия государственных контрольных органов о сдерживании потока, в результате которого под угрозой срыва оказались обязательства по международным контрактам», − пишет Андрей Иванченко исполняющему обязанности Биробиджанского транспортного прокурора Георгию Третьякову.
«Согласно информации, содержащейся в письме (от руководства ЕАО в адрес таможни), в правительство области поступают обращения от участников ВЭД и автоперевозчиков о низкой пропускной способности в пункта пропусках Нижнеленинское и Амурзет. Вместе с тем указанные обращения к письму не прикладываются. Отмечаем, что подобные обращения в таможню не поступали», − отвечает начальник Биробиджанской таможни Сергей Бабко заместителю председателя правительства Еврейской автономной области.
В том же ответе подтверждаются слова Андрея Иванченко о том, что таможня решила скорректировать данные паспорта проблемного пункта пропуска. Ввод в эксплуатацию весов изменил время таможенного оформления.
«Паспортом пункта пропуска Нижнеленинское определена пропускная способность для пункта пропуска — 68 транспортных средств. Данная пропускная способность установлена до ввода в эксплуатацию двух весогабаритных комплексов, возложения на таможенный орган функции по осуществлению транспортного контроля», − говорится в ответе начальника Биробиджанской таможни Сергея Бабко.
Вот такой статистикой за декабрь по Нижнеленинскому поделилась администрация пункта пропуска:
В таможне факт наличия очередей не отрицают, однако настаивают на том, что в простоях виновата не она:
«Информация о двух-, трехдневных очередях автотранспортных средств, ожидающих убытие с таможенной территории Союза на площадках, расположенных перед пунктами пропуска по причинам, зависящим от таможенных органов, является недостоверной. Значительная часть транспортных средств, находящихся в очередях, указанных в письме, не готовы предъявить товары к убытию с таможенной территории Союза по причине непрохождения фитосанитарного контроля (товары - бобы сои, мука, рыба) и фактически ожидают выдачи фитосанитарного сертификата.
Водители автотранспортных средств формируют очереди самостоятельно, без участия таможенных органов (у таможенных органов подобная функция отсутствует), иных государственных органов либо коммерческих организаций, что не исключает возможность ущемления интересов того или иного водителя», − говорится в письме за подписью Сергея Бабко.
Вместе с тем он соглашается, что пропускная способность Нижнеленинского снизилась. Но причина в частых программных обновлениях, сбоях системы и возникающих нештатных ситуациях – то МИДК придется перезапустить, то весы выходят из строя, а то и вовсе вырубится электричество.
«Указанные нештатные ситуация возникают по причинам, не зависящим от Биробиджанской таможни», − заключает начальник таможенного органа.
«Должностные лица таможенных органов, в свою очередь, возложенные на них должностные обязанности исполняют надлежащим образом. Количество оформленных транспортных средств напрямую зависит от обустройства пунктов пропуска. Так, в пункте пропуска Нижнеленинское функционируют 4 досмотровых ямы (2 − на въездном направлении, 2 − на выездном), что позволяет одновременно оформлять 4 транспортных средства в среднем за 30 минут. Осмотр товаров и транспортных средств с применением МИДК занимает в среднем 10-15 минут, что не позволяет выйти на результаты пропускной способности пункта пропуска, достигнутые в прошлом году», − добавляет он в своем ответе.
Там же говорится и о втором пункте пропуска, на расширение пропускной способности которого таможня собирается бросить силы. Однако, не свои, а Росгранстроя, ведь именно в его компетенции находятся вопросы, связанные с обустройством границы. Там едва ли смогут решить вопрос положительно в полной мере: мероприятия по расширению площадей или введению в эксплуатацию нового оборудования закладываются Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012–2021 годы)». И в ней нет места ни Нижнеленинскому, ни Амурзету.
«С целью решения вышеописанных проблемных вопросов Биробиджанской таможней будут предприняты следующие действия:
1. На ближайших координационных советах будет инициирован пересмотр проектной пропускной способности пунктов пропуска Амурзет и Нижнеленинское в период ледостава, указанной в паспорте пункта пропуска, с учетом ввода в эксплуатацию весогабаритных комплексов в пунктах пропуска (в пункте пропуска Нижнеленинское - в 2016 году, в пункте пропуска Амурзет – в 2017 году) и осуществлением должностными лицами таможенного органа транспортного контроля.
2. В адрес ФГКУ Росгранстрой будет направлено письмо:
- о необходимости приобретения второго весогабаритного комплекса «Рубеж-М»;
- о необходимости расширения территории пункта пропуска Амурзет за счет включения новых земельных участков, позволяющих разместить второй весогабаритный комплекс «Рубеж-М» и оборудованную площадку для эксплуатации мобильного инспекционно-досмотрового комплекса;
- о необходимости монтажа второго весогабаритного комплекса «Рубеж-М», разграничив при этом въездное и выездное направление движения транспортных средств, что позволит исключить пересечение транспортных потоков и необходимости организации реверсивного движения», − пишет руководству области начальник Биробиджанской таможни.
Понять некоторую инертность начальства местного таможенного органа несложно: все основные вопросы решаются не на его уровне. Но то, что внедрение автоматизированных технологий, введение в эксплуатацию того же МИДК, удобство и быстрота которого отмечаются на каждой публичном мероприятии, не ускоряют, а затормаживают процесс таможенного оформления, равно как и обновления программного обеспечения таможенных органов, логическому объяснению не поддается. Ускоряем, замедляя и корректируя контрольные значения? Потом еще можно с гордостью отчитываться о перевыполнении плана. А фуры? Пускай стоят. Не привыкать.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!