Экономика

Против себя: почему не получится выиграть «войну» против американских продуктов

Совет Федерации подготовит поправки к законопроекту об антиамериканских санкциях, поскольку тот еще не готов для принятия, заявила председатель Совфеда Валентина Матвиенко. По ее словам, ответ будет жестким, но не наносящим ущерба экономике РФ. Напомним, ранее в Госдуме предложили ввести запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной, алкогольной и табачной продукции из США. А также прекратить международное сотрудничество с американцами в атомной и ракетно-двигательной отраслях и в сфере авиастроения. Экономист Дмитрий Прокофьев в своей авторской колонке на ПРОВЭД рассуждает о том, сможем ли мы отказаться от американской продукции.

 


Не главный рынок

Инициаторы закона о запрете американских лекарств и виски решили повременить с экономической войной с США. Хотелось бы верить, что мы наблюдаем торжество здравого смысла, ведь для Соединенных Штатов торговля с Россией – это, мягко говоря, не приоритет. А вот для «отечественного потребителя» ущерб от очередных «контрсанкций» мог бы оказаться весьма значителен.

Вопреки распространенному мнению, Америка в Россию ничего особенно важного для себя не продает и у России ничего критичного (для себя) не покупает. Общий импорт России за прошлый год составил $227 млрд, при этом на долю США пришлось 3,1%. Российский экспорт достиг $357 млрд, при этом экспорт в Америку составил 4,8%. 45% российского экспорта в США ($17 млрд) – это, естественно, нефть и нефтепродукты. Правда, эта продукция обеспечивает всего 1,8% американского «нефтяного» спроса, превышающего 7,26 млрд баррелей.

Но «со стороны Штатов» российский рынок выглядит совсем иначе. Общий импорт США составляет $2,409 трлн, и доля российских товаров в этом импорте не превышает 0,7%. Похожая ситуация и с экспортом: Америка продает за рубеж продукции на $2,331 трлн, при этом на Россию приходится 0,3% этой астрономической суммы. По объемам товарооборота Российская Федерация находится на 30-м месте в списке зарубежных торговых партнеров США, а вот сами Штаты – шестой по важности рынок для российских экспортеров.

Для отдельных российских поставщиков, вроде производителя титана «ВСМПО-Ависма», американский рынок – это половина всей продукции, которую в принципе покупать больше некому: российский титан нужен для американских «боингов», это правда. Правда и то, что поставки российского титана быстро не заместить. Только в любом случае титан можно будет купить и не в России, а вот «боинги» – только в США. И вообще гражданская авиационная техника – 20% от всего экспорта США в Россию, который, кстати, суммарно не достигает и $7 млрд.

Вообще абсолютное большинство продукции, окружающей нас в супермаркетах под брендами американского происхождения, «сделано в России». Никаких «американских сигарет» в России нет – и Marlboro, и Camel произведены на отечественных заводах, так же как шампуни, моющие средства, гигиенические прокладки и памперсы – все это продукция российских производителей, работающих по американским технологиям.

Что касается импорта американского алкоголя, то его доля в общем российском вино-водочном импорте ничтожна – $60 млн в год, при том, что всего Россия ввозит спиртных напитков на $1,9 млрд. Американские производители такого ущерба не заметят. Правда, США обеспечивают 10% импорта виски, по остальному алкоголю доля американской продукции не достигает и 2%. Поэтому для россиян потеря бурбонов из Кентукки и вина из Калифорнии будет неприятна, но статистически незаметна.

А вот ситуация с лекарствами выглядит иначе. С точки зрения Америки доля России в ее экспорте лекарств не превышает 3%. Но на российском рынке более 70% лекарств – импортные, кроме того, в пересчете «на деньги» дорогие и эффективные американские лекарства обеспечивают почти 30% российского спроса на импортные лекарства. Отказаться от них – приговорить к мучениям множество наших страдающих сограждан. Правда, законодателей, которые имеют возможность пользоваться совсем другой медициной, нежели их соотечественники, такими страданиями не напугаешь.

 

«Сделано в СССР» – по проекту США

В качестве главного аргумента в пользу очередной санкционной войны с США ее идеологи приводят то, что ограничение доступа к американским товарам и технологиям может пойти на пользу промышленности – мол, «сделаем сами». Проблема в том, что сделать что-то «самим» у российских производителей получается не очень хорошо.

Поклонники импортозамещения любят ссылаться на опыт сталинской индустриализации. Это они напрасно – предложи они в то время отказаться от сотрудничества с США, их назвали бы вредителями. Контора со скромным названием «Госпроектстрой», функционировавшая в Москве в 1930-е годы (там спроектировали полтысячи советских заводов), была филиалом компании Albert Kahn, Inc. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира, координировавшее взаимодействие между советским заказчиком и сотнями западных компаний – поставщиков оборудования и технологий. Это была исключительно сложная организационная и управленческая работа – только в сфере тяжелой промышленности Советский Союз заключил 170 договоров с немецкими, американскими, французскими и шведскими компаниями. Главным консультантом строительства ДнепроГЭСа стал американец Хью Купер, а поставщиками турбин – General Electric и Newport News Shipbuilding.

Магнитогорский металлургический комбинат, знаменитая Магнитка, представлял собой точную копию проекта металлургического комбината в городе Гэри из штата Индиана, а само строительство осуществлялось под надзором американской фирмы Arthur G. McKee and Co. Доменная печь для Магнитки (и всех остальных металлургических комбинатов СССР) была построена по проекту компании Freyn Engineering Co. Кстати, русский инженер Петр Пальчинский предупреждал, что место для строительства Магнитики выбрано неудачно: его единственное преимущество – близость месторождения железной руды, а вот с вывозом продукции и поставками угля возникнут большие транспортные сложности. Того же мнения были и американские консультанты, но заказчик всегда прав – Пальчинский был расстрелян как вредитель, а комбинат все равно построили.

С заводами, предназначенными для производства машин и механизмов, получилось еще интереснее. Познакомившись с результатами строительства Нижегородского автомобильного завода (строили его по образцу заводов Форда, но часть оборудования изготовили в СССР), товарищ Сталин решил не полагаться на мастерство отечественного производителя. Поэтому Сталинградский тракторный завод, спроектированный Альбертом Каном, сначала построили в США, без единого «советского» винтика и без участия советских специалистов. А потом аккуратно размонтировали, перевезли через океан и собрали на новом месте – под присмотром американских инженеров.

А вот советская ракетно-космическая программа – это производная от разработок Вернера фон Брауна, которые после войны оказались в руках двух выдающихся русских инженеров – Сергея Королева и Валентина Глушко. С 1945 по 1947 годы советские специалисты смогли собрать в Германии конструкторскую документацию, готовые образцы, производственное оборудование и оснастку ракет. На то, чтобы скопировать «Фау-2» под названием Р-1 ушло несколько лет, а потом на базе этой разработки Королев создал свою знаменитую Р-7 – главную «опору» советской космонавтики. В сущности, за следующие полвека ничего принципиально нового наследники Королева придумать так и не смогли.

Кстати, без «западных» технологий не получается даже качать нефть. Самая большая нефтяная платформа в мире носит российское название «Беркут». Правда, спроектирована платформа австралийской компанией Worley Parsons, а вся надводная часть платформы изготовлена компанией Samsung Heavy Industries. Бетонное основание платформы возводила компания «Акер Контрактинг Россия АС» – подразделение норвежской компании Aker Solutions.

Неужели на мировом рынке нет конкурентоспособных продуктов, придуманных в России? Конечно, есть. Telegram Павла Дурова. Правда, именно этот продукт российские чиновники прямо сейчас пытаются сделать недоступным для отечественных пользователей.

Фото: pixabay.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы