ЕАЭС

ЕЭК разработала новый порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия

Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии подготовил новый порядок ввоза в ЕАЭС продукции, которая подлежит обязательной оценке соответствия. Приложение №9 к Договору о Евразийском экономическом союзе предусматривает установление такого порядка на наднациональном уровне.

 


Пара новелл

Предлагаемый Евразийской экономической комиссией проект призван заменить действующее Положение о порядке ввоза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза №294. Директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Арман Шаккалиев признал, что действующее с 2012 года положение устарело. В ЕЭК уверены, что принятие нового документа «решит проблемы в правоприменительной практике и существующие вопросы представителей бизнес-сообществ».

Одной из новелл Порядка стало определение таких понятий, как «единичный экземпляр» и «собственные нужды». Положение, утвержденное Решением №294, освобождает от обязательного подтверждения соответствия товары, ввозимые декларантом в единичных экземплярах для собственного использования, но понятия этих терминов не раскрывает.

По терминологии Порядка собственные нужды – это использование продукции, которое связано с производством и потреблением, включая хозяйственно-бытовые нужды декларанта. Под единичным же экземпляром продукции следует понимать «экземпляр штучной продукции, либо совокупность отдельных экземпляров штучной продукции, которые обладают совместимостью и предназначены для одного функционального назначения».

Документ позволяет декларанту подтвердить использование единичных экземпляров для собственных нужд, в произвольной форме уведомив об этом таможенный орган оформления. Такое уведомление должно содержать обязательство об использовании ввозимых единичных экземпляров исключительно для собственного использования, а также обоснование необходимого количества ввозимых единиц продукции.

Кроме того, Порядок сокращает перечень таможенных процедур, при помещении продукции под которые требуется соблюдение мер технического регулирования при ввозе. Такое подтверждение будет необходимо при заявлении процедур выпуска для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства и специальной таможенной процедуры.

Новым в документе является и разъяснение о том, что использовать документы о соответствии при декларировании товаров может либо лицо, указанное в таких документах в качестве заявителя, либо лицо, заявителем специально уполномоченное. Также новый порядок обязывает декларанта иметь в наличии оригиналы документов о соответствии либо их копии, заверенные печатью и подписью лица, которое значится заявителем в документе об оценке соответствия.

 

Новое не означает лучшее

Участники ВЭД, которых мы попросили прокомментировать представленный на публичное обсуждение документ, не увидели в нем положений, «искореняющих разночтение, противоречивую правоприменительную и судебную практику и кардинально меняющих к лучшему жизнь импортеров». Более того, импортеры обращают внимание на пункт документа, который лишь изготовителям позволяет ввозить без подтверждения соблюдения мер технического регулирования комплектующие и запасные части. Сейчас Решением №294 такое право предоставлено не только изготовителю, но и уполномоченному им представителю. Намеренно или нечаянно составители текста документа «забыли» уточнить норму – остается загадкой.

Кроме того, по мнению некоторых юристов, данное в Порядке определение единичного экземпляра неудачное, размытое и не снимает существующей правовой неопределенности в правоприменительной практике.

Можно сказать, что и попытка ЕЭК разъяснить, что именно понимается под бывшими в употреблении товарами, «потерпела фиаско». Жесткая «сцепка» этого понятия с обязательным условием наличия у бывшей в употреблении продукции «видимых признаков носки, стирки, эксплуатации» критики не выдерживает. О том, насколько и кому должны быть эти признаки видимы, почему они ограничиваются только тремя перечисленными способами использования, а также как быть с действительно бывшими в употреблении товарами, но данному условию не соответствующими, – документ умалчивает.

Несмотря на то, что над созданием Порядка долго работала специально созданная группа экспертов, которая, как сообщают в ЕЭК, учла все поступившие в Комиссию замечания и предложения от стран ЕАЭС, в ФТС России тоже считают, что ничего нового ЕЭК так и не предложила. В частности, Комиссия не учла предложения от российской стороны об определении четкого порядка взаимоотношений между таможней и бизнесом при подтверждении соответствия ввозимой продукции обязательным требованиям.

К сожалению, бизнес практически не принимал участия в разработке этого документа. Поэтому сейчас самое время включиться в процесс и поделиться своими комментариями и пожеланиями с ЕЭК, заполнив опросный лист на Правовом портале ведомства до 10 мая 2018 года.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы