Таможня

Рациональное число «ПИ» Евразийского экономического союза

Активная работа над созданием на территории Евразийского экономического союза полноценной системы предварительного информирования (заблаговременного сообщения таможенному органу информации о времени и месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств), сокращенно «ПИ», продолжается более года силами созданной в 2016 году специальной экспертной группы в рамках Евразийской экономической комиссии.


Рациональный подход к ПИ

В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС перевозчик обязан подать предварительную информацию в зависимости от вида транспорта за 2-6 часов до прибытия на территорию ЕАЭС и получить в ответ уникальный номер УИНП от таможни как подтверждение исполнения соответствующего обязательства. При этом многие нормы ТК ЕАЭС, касающиеся ПИ, являются отсылочными и требуют принятия специальных решений ЕЭК.

За прошедшее время экспертная группа практически с нуля разработала проекты решений коллегии о порядках представления предварительной информации при ввозе товаров (по автомобильному, воздушному, железнодорожному и водному видам транспорта), а также проект решения «О Порядке регистрации предварительной информации при ввозе товаров». По информации ЕЭК, на очереди – разработка порядков использования и формирования предварительной информации при ввозе товаров, а также решения, определяющего структуру и формат предварительной информации, представляемой в виде электронного документа.

Параллельно ведется работа над рекомендацией по информационному взаимодействию таможенных и иных контролирующих органов на границе при предварительном информировании.

Все решения, регулирующие институт ПИ, должны вступить в силу единовременно. В ЕЭК уверены, что набор разрабатываемых документов составляет комплексное решение: в них заложены не только нормы, которые заставят таможню стать локомотивом с точки зрения безбумажного оформления товаров и транспортных средств на границе, но и нормы, позволяющие использовать ПИ в целях фито- вето- и санитарного контроля.

Пока же проблема так называемых «комиссий» с участием иных контролирующих органов на границе, увы, никуда не исчезает. После сообщения о прибытии перевозчик в российском порту должен дождаться на борту судна прихода пограничников и таможенников, представить им бумажные документы, на которых таможенный инспектор поставит штамп «Выгрузка разрешена».

Тем не менее в экспертной группе уже приступают к разработке порядка использования ПИ, в проекте которого прописано, что таможня при наличии всех сведений в составе предварительной информации может принять решение не участвовать в работе «комиссии». Но даже в этом случае разрешить выгрузку таможня сможет лишь при наличии всех необходимых сведений, в том числе о выполнении ветеринарных, санитарных, фитосанитарных и иных требований. Между тем в ЕЭК нам рассказали, что механизм представления сведений по прочим видам контроля на границе в ПИ уже заложен.

«Другое дело, что участник ВЭД должен подать соответствующие сведения, а госорганы их обработать. Но в этом и смысл: мы создаем механизм, используйте его. Надо признать, что подчас интересы государства противоположны интересам перевозчиков, в том числе морских. В этом случае, я полагаю, интересы государства стоят в приоритете», – рассказал ПРОВЭД заместитель начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Алексей Гавричев.

 

ПИ – это не «единое окно»

По мнению члена рабочей группы АСИ и руководителя проекта Single Window Владимира Коростелева, который, в частности, приводит в пример ситуацию с порталом «Морской порт», подача предварительной информации в российских портах «ничего не ускоряет и никому не помогает, потому что остается и информирование о прибытии, и работа государственных контролирующих органов с бумажными документами на борту судна».

Кроме того, Владимир Коростелев убежден, что в России номер УИНП значения для грузовых операций не имеет, так как при фактическом прибытии судна перевозчик должен еще раз сообщить таможне «о факте прибытия судна». По мнению эксперта, и перевозчик, и таможня в порту, и капитан судна могли бы получать такие данные из информационной системы управления движением судов, которая, в свою очередь, при правильном подходе к реализации «единого окна» должна быть интегрирована в единую систему. К сожалению, соавторы ТК ЕАЭС не включили соответствующую норму в кодекс, прямо указав в нем на то, что «перевозчик обязан уведомить» о факте прибытия.

«10 лет назад при знакомстве с PortNet – морским «единым окном» Финляндии – мы обратили внимание на то, что, во-первых, введенная перевозчиком информация не секретная и электронно-цифровой подписью она при отправке морским перевозчиком не подписывается. Во-вторых, она доступна для всех участников ВЭД, сотрудников финской таможни и национального агентства морского транспорта. Это, по сути, единый общедоступный реестр заблаговременно представляемой информации по всем финским портам и всем судозаходам. Ничего особенного в этой предварительной информации нет. Это похоже на расписание прибытия самолетов в аэропорт «Пулково»», – рассказал ПРОВЭД Владимир Коростелев.

Отметим, что статья 88 ТК ЕАЭС требует представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации. ЕЭК же, по собственному признанию, пытается смягчить эту норму, говоря о представлении электронного, а не бумажного документа, содержащего номер ПИ везде, где это возможно. В ЕЭК не согласны и с тем, что проблемы с функционированием портала связаны с работой Комиссии над механизмами ПИ: портал «написан» в соответствии с существующим ТК ТС, и именно поэтому в нем многое реализовать невозможно.

В ЕЭК не согласны и со смещением акцентов при указании на то, что раз таможня занимается сопоставлением ПИ и бумажных документов, то последние представлять в таможню необходимо. ЕЭК утверждает, что закладывает иной смысл в обсуждаемые нормы: при предварительном информировании невозможно представить документы в бумажном виде, поэтому сравнивать таможне нечего. Однако если участник ВЭД обнаружил, что ошибся, то во избежание проблем и недоразумений он по собственному желанию может повторно и оперативно подать исправленные сведения.

Алексей Гавричев также уверен, что уникальность работы ЕЭК над ПИ заключается как раз в отсутствии бумажного аналога для этого документа, и ЕЭК в этом – первопроходец. Одновременно представитель ведомства акцентирует внимание на том, что ПИ – это не «единое окно».

«Об этом я говорил и говорю постоянно: ПИ – отдельный механизм. Да, в перспективе, когда в ЕАЭС появится полноценное «единое окно», то оно срастется с механизмом ПИ. Но скорость, которую демонстрирует развитие «единого окна», позволяет утверждать, что ПИ в соответствии с ТК ЕАЭС за это время не только состоится, но успеет пару раз улучшиться. Мы идем быстрее», – заявил представитель ЕЭК.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы