Экономика

Пройдет ли Дерипаска тест на патриотизм?

Крупнейший в России производитель и экспортер алюминия компания «Русал» объявила о возможной приостановке выплат по долговым обязательствам – техническом дефолте. Долги компании оцениваются в 7,6 миллиарда долларов. После того, как основной акционер алюминиевой корпорации Олег Дерипаска был включен в санкционный список США, акции «Русала» упали на 49%. Комментируя происходящее, экономист Дмитрий Травин припомнил слова миллиардера, сказанные более десяти лет назад: «Если государство скажет, что мы должны отказаться от компании, мы откажемся. Я не отделяю себя от государства. У меня нет никаких других интересов. Мне просто повезло. Считайте, что богатство свалилось на меня с неба». По мнению Дмитрия Травина, отказ Олега Дерипаски от своей доли собственности в бизнес-империи, составляющей 48%, в пользу государства мог бы улучшить ситуацию. По мнению других экспертов, для «Русала» существуют и иные перспективы, впрочем, не слишком радужные.

 


Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге:

– Падение курса акций, бесспорно, создает препятствия для дальнейшего развития компании. Поскольку у «Русала» большая задолженность, возможен технический дефолт (компания этого и не скрывает). Если это произойдет, под угрозой окажутся люди, работающие в компании, а также способность «Русала» платить налоги в российский бюджет.

Реалистичных вариантов выхода из этого кризиса я не вижу, а фантастический сценарий состоит в том, что Дерипаска должен пройти тест на патриотизм. Как патриот, которым он себя представлял десять с лишним лет назад, он может отказаться от своей доли в компании в пользу государства. Формально это была бы национализация, но не компании, а пакета акций, который принадлежит Дерипаске.

Я не верю что Дерипаска – патриот. Но если предположить такой невероятный сценарий, речь может идти не о подарке, а о выкупе компании государством за символическую цену. Этой символической цены Дерипаске, его детям и внукам, все равно хватит на всю жизнь. После этого государство должно не поставить «Русал» под контроль какого-нибудь друга детства Путина (это ничего не даст), а приватизировать его с участием иностранных инвесторов.

Компания должна стать абсолютно прозрачной, открытой, действующей по международным правилам, а не скидывающей деньги в какие-нибудь тайные кремлевские оффшоры. К сожалению, наши липовые «патриоты» больше думают о понтах и амбициях, а не о том, что люди, работающие в производстве алюминия, могут потерять зарплату, а бюджет – налоговые поступления.

 

«Нормализация через госучастие невозможна»

Алексей Гаскаров, эксперт в области промышленной политики, сотрудник экспертного центра Конфедерации труда России:

– «Русал» – основной российский производитель металла, который большую часть своей продукции поставляет на экспорт. Попадание под санкции ограничивает возможности для сбыта. У «Русала» куча производств в депрессивных регионах, моногородах. Это большие металлургические предприятия, которые являются градообразующими. Могут быть негативные социальные последствия, и государство, скорее всего, будет давить (возможно, и юридически) на Дерипаску, чтобы тот продал свою долю и вышел из числа собственников, ведь формально санкции направлены против него лично. Если он продает свои акции, то, по идее, санкции должны быть отменены.

Однако нормализация через государственное участие в собственности невозможна, так как компании с госучастием, в первую очередь, и попадают под санкции. Основная идея должна состоять в том, чтобы «отвязать» путинских чиновников, внесенных в санкционные списки, от стратегических предприятий.

Кроме того, есть возможность перераспределить товарные потоки. Другие металлургические компании не попали под санкции. Если «Русал» начнет больше работать на внутренний рынок, а другие компании, в режиме управления со стороны государства, переориентируются на экспорт, это может сгладить последствия. Но я не знаю, насколько такой дирижизм реален.

 

Уход Дерипаски не спасет «Русал»

Тимур Атнашев, старший преподаватель кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования и доцент Института общественных наук РАНХиГС:

– Я не вижу хороших решений. Судя по тому, как работает механизм включения в санкционные списки, выход Дерипаски из собственности не приведет к исключению компании из этого списка. Сам по себе факт, что Дерипаска отдаст или передаст акции государству, ни к каким автоматическим действиям со стороны США не приведет. Теоретически это может быть аргументом в судебных делах, но проблема не в том, чтобы выигрывать суды, а в том, чтобы восстановить доверие контрагентов. Суд этого сделать не сможет.

У «Русала» не остается других вариантов, кроме перераспределения экспортных потоков. Технически это возможно, но насколько другие страны будут реагировать на потенциальную угрозу со стороны американской администрации, какие конкретно это будут страны и компании – сказать пока сложно. Наверное, алюминий можно будет кому-то продать, но стоимость бизнеса уже чудовищно упала и будет падать дальше.

Что касается социальных последствий, то они будут, но не прямые. Капитализация компании не повлияет на выплату зарплат завтра, но в долгосрочной перспективе есть серьезная угроза, которая, в конечном итоге, ляжет на государство.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы