Экономика

Рубль пал: «Инвесторы уходят в свою страну со своей валютой»

Курс евро впервые за два года поднялся выше отметки в 80 рублей, а курс доллара превысил 65 рублей впервые с 30 ноября 2016 года. Что сейчас происходит с рублем и что ждет национальную валюту впереди?

 


Карина Артемьева, руководитель департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА):

– Мы привыкли, что рубль и его курс завязаны на стоимость нефти, как нашего ключевого товара. Но сейчас все не так. В 2014 году падение рубля было сильным, потому что одновременно нефть падала. Сейчас нефть котируется высоко, о ее падении речи не идет. Рубль падает в связи с решением по санкциям.

Рассмотрим на примере господина Дерипаски. Все понимают, что внесение в санкционный список Олега Дерипаски приводит к прекращению операций и какого-либо взаимодействия с его бизнесом, со всеми предприятиями, где у него есть какие-то интересы, акции и так далее. Инвесторы выходят из вложений в акции по этим активам; когда они выходят – они продают валюту. Прежде всего, речь о международных инвесторах, которым запрещено теперь юридически иметь дело с активами Дерипаски. Для них это токсичный актив. И сейчас идет мощная продажа этого токсичного для них актива. Продают и покупают доллары, им же не нужны русские рубли. Инвесторы уходят в свою страну со своей валютой.

Огромные продажи, огромные объемы оборота по валюте, огромный спрос на валюту – все это сошлось в одной точке. У инвесторов мало времени – им нужно продать российские активы очень быстро, у них ограниченный срок, они не могут делать это полгода или год. И это ключевой фактор динамики валютного рынка.

 

Я допускаю, что идут еще какие-то спекуляции. На финансовом рынке присутствуют разные игроки, и часть из них – это спекулянты. Кроме того, есть некая эмоциональная составляющая, элемент истерики. Но основная причина – массовая продажа акций, большая потребность в валюте тех, кто закрывает позиции по объявленным токсичными активам.

 

Значительного рывка, который мы видели в 2014 году, нет, и для каких-то мер со стороны регулятора сейчас нет оснований. Финансовые власти страны допускают введение неких мер, как мы поняли, но пока они просто мониторят ситуацию. Более того, все понимают, что как только ключевая причина падения рубля – вывод валюты за токсичные активы – будет исчерпана, курс скорректируется.

Вероятнее всего, мы не увидим уже 57-58 рублей за 1 доллар и 69-70 за евро, но после пика роста, курс все равно скорректируется вниз. Вмешательство государства возможно лишь в той ситуации, когда ситуация перестанет быть контролируемой, как в 2014 году.

Наши финансовые власти и ЦБ за последние почти уже четыре года, пройдя через все стресс-тесты, научились работать. Какой-то разнузданной вакханалии никто не допустит. Граждане, которые в 2014 году оккупировали обменники и покупали евро по 100 рублей, тоже не впадают в панику и глупостей не делают.

 

Сергей Хестанов, доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер»:

– Нет никакой необходимости принимать меры по укреплению рубля. Рубль ослаб и достиг величин, которые достаточно комфортны для российского бюджета и экспортеров. Инфляция у нас остается достаточно низкой. Никаких резонов для действий по укреплению рубля нет.

Ослабление рубля – процесс закономерный, давно прогнозируемый. Больше года он был заметно переоценен, и сейчас просто пришел в равновесие.

Думаю, что рубль стабилизируется на какое-то время вблизи текущих уровней, и это неплохо. Для российских экспортеров тот курс, который был перед падением, был довольно тяжелым. У них затраты рублевые, выручка валютная, и для успешного бизнеса нужен более слабый рубль. Интересно, что и нефтяники, и экспортеры зерна называли одни и те же желаемые цифры – 62-63 рубля за доллар.

Российской экономике желателен достаточно слабый рубль. Для той нефти, как сейчас, – 70,5 доллара за баррель – сегодняшний рубль смотрится неплохо. Пойдет нефть вверх (а смотреть надо на достаточно продолжительном отрезке времени, например, за квартал), тогда и рубль начнет потихоньку вслед за нефтью укрепляться.

Еще есть такая закономерность: поведение национальной валюты зависит от фазы электорального цикла. То есть перед выборами обычно валюта укрепляется, после выборов обычно девальвируется. Поэтому все, что сейчас происходит, вполне закономерно.

Санкции пока не вызвали чисто финансового эффекта, но ведь могут быть далеко идущие последствия. Поэтому сейчас «из рубля» выходят люди, которые испытывают беспокойство по поводу санкционного давления. Но они не бесконечно будут выходить: рано или поздно, они свои рубли продадут, и давление на рубль с этой стороны снизится.

 

Иван Копейкин, аналитик финансовой группы БКС:

– Очень важно понять, что будет дальше именно в контексте политических действий: какие конкретно шаги будут предприняты Россией на международной арене, как ответит Запад.

В Конгрессе США было предложено сделать так, чтобы не было возможности покупать российский долг – если этого не произойдет, то рубль может откатиться в район 60 достаточно быстро. Но, скорее всего, здесь не будет все так просто. Возможно, жесткий курс США продолжится, и будут также какие-то аналогичные высказывания со стороны Европы, продолжится курс на ограничения, и тогда рубль будет ослабляться.

На ситуацию не влияет даже то, что нефть сейчас стоит уже 70,5 доллара; бюджет активно пополняется деньгами, российские компании, особенно экспортеры, уверенно себя чувствуют при растущей нефти и растущем долларе и получают максимальную выручку.

С позиции экономики все не так уж плохо у России, а вот с политической – все печально. Если политическая ситуация стабилизируется, то все будет хорошо. Но сейчас прогнозировать, что будет на политической арене, все равно что монетку вверх подбрасывать.

Что касается мер, которые могут быть предприняты государством. Фиксированный курс – это крайний вариант и не очень правильный по своей сути. Пока об этом никто не говорит. Идет поиск компромиссов со странами Запада. Валютные интервенции, которые тоже могли бы быть предприняты со стороны Центробанка, сильно ситуацию не изменят. К ним могут прибегнуть лишь в крайних случаях: например, если продолжатся секторальные санкции и при этом еще и нефть упадет в цене процентов на десять.

 

Сергей Смирнов, доктор экономических наук Высшей школы экономики:

– «Русал» и прочие компании, которых коснулся новый пакет санкций, представляют собой становые хребты российской экономики. Трудно представить себе, что российская валюта прошла бы без потрясений период, когда закачалась земля под ногами у этих компаний.

Официальная точка зрения выглядит примерно так: ничего страшного не произошло, такое уже было, и волатильность рубля и все прочее; и может быть, все еще вернется на круги своя. Я не берусь оспорить мнение главы Центробанка.

Что еще может быть сделано, чтобы удержать российский рубль? В 2014 году, напомню, были достаточно серьезно повышены ставки по депозитам. Это было сделано для того, чтобы избежать оттока рублей. Тогда, действительно, было выгодно хранить деньги в рублях: ставки по рублевым депозитам в разы превышали ставки по депозитам валютным. Возможно, и сейчас будут приняты аналогичные меры – надо подождать и посмотреть.

Часть экспертов убеждены, что падение рубля продолжится и дальше, и единственное, что сможет остановить это падение, – это Чемпионат мира по футболу. Приезжающие на матчи зрители из-за рубежа, футбольные делегации станут покупать нашу национальную валюту, и, возможно, это затормозит падение. Но, делая прогноз сегодня, я не дам ни одну часть тела на отсечение. Сейчас вообще эксперты стали более умеренно выражать свою точку зрения.

Необходимость административного регулирования курса рубля, с моей точки зрения, не возникнет. Это не наш метод, не метод плановой экономики. Ограничивать оборот валюты, насаждать обязательное перекладывание денег населения ЦБ не будет. У наших крупнейших системообразующих банков есть достаточно много рычагов экономического воздействия на ситуацию, и часть из них я уже упомянул.

 

Фото: pixabay.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы