Общество

Бедные заплатят за нищих? В России грядут налоговые реформы

Правительство обсуждает целый букет налоговых реформ, сообщили «Ведомости» со ссылкой на два источника в Белом доме. Речь идет об отмене подоходного налога для самых бедных при одновременном повышении до 15% для всех остальных, отмене льгот по НДС для производителей социально значимых товаров, повышении ставки НДС при снижении ставки страховых взносов (так называемый налоговый маневр) и возвращении налога с продаж. Источники «Ведомостей» расходятся во мнении о том, пришли ли участники совещания у Дмитрия Медведева к согласию и на какой стадии находится подготовка мероприятий.

 


Ставка налога на доходы физлиц в России составляет 13% и не зависит от уровня достатка. Плоская шкала НДФЛ взамен прогрессивной, действовавшей в 90-е годы, была введена в рамках налоговой реформы начала 2000-х. Предложение освободить беднейшие слои населения от уплаты подоходного налога неоднократно звучало в ходе предвыборной кампании (оно присутствует в программах Павла Грудинина и Алексея Навального). По данным «Ведомостей», в правительстве обсуждают идею повышения подоходного налога до 15% при одновременном освобождении от него малоимущих.

– Мы пока не знаем, кого коснется повышение налогов, но что от него не отвертеться – это уже точно. Важно знать, кто попадет в число пострадавших: нижние слои среднего класса или его высшие слои и богатые. В первом случае это было бы контрпродуктивно, а в последнем имело бы смысл. Граница между низшим слоем среднего класса и малообеспеченными – очень условная, между ними постоянно происходит перемещение. Как будет в действительности, мы не знаем, так как никаких решений еще не принято. С моей точки зрения, средний класс страдать не должен, – считает Елена Аврамова, заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

 

Дети и старики «помогут» бюджету

Адресность вновь становится лейтмотивом социальной политики: к теме не раз возвращался Антон Силуанов, сетовавший на избыточную численность получателей государственных пособий. О том, что социальная поддержка должна быть адресной сказал и Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Универсальная адресная субсидия для нуждающихся, сумевших это доказать, может заменить различные социальные выплаты и льготы по НДС на социально значимые группы товаров.

Льготная ставка налога на добавленную стоимость – 10% – сегодня действует для производителей и продавцов некоторых продуктов питания, детских товаров, учебников и медицинских препаратов. По подсчетам правительства, из-за этой льготы к 2020 году бюджет недополучит 600 млрд рублей. По мнению Елены Аврамовой, подорожание игрушек и лекарств ударит по бедным и пожилым.

– И сейчас многие люди не могут позволить себе то, что поможет им выздороветь, несмотря на наличие целого ряда льгот, бесплатных или условно бесплатных лекарств и дотаций. Снижение НДС сдерживает рост цен, – отмечает собеседница.

По мнению Ильи Быковникова, заведующего кафедрой менеджмента Высшей школы госуправления РАНХиГС, отмена льгот по НДС может негативно сказаться на инновационном развитии.

– Сейчас у нас ставка НДС дифференцирована. Базовая составляет 18%, но большие группы товаров распределяются между ставками 0 и 10. Помимо групп товаров туда еще входят некоторые организации. Например, у нас достаточно большой пакет льгот по НДС для организаций – разработчиков программного обеспечения. Это способствует техническому прогрессу. Если эти льготы уйдут, компаниям станет не так интересно продавать сублицензионные и лицензионные права на программное обеспечение. Соответственно, они начнут заниматься перепродажей коробочных продуктов. И так – во многих других отраслях, начиная с детского питания и заканчивая школьной и вузовской литературой, – считает эксперт.

 

Зачем хотят вернуть налог с продаж?

Торговый сбор с оборота предлагают как альтернативу повышению ставки НДС в рамках продвигаемого Минфином налогового маневра. Цель маневра состоит в снижении ставки страховых взносов в социальные фонды до 22%, что, по мысли авторов идеи, позволило бы снизить нагрузку на фонд оплаты труда, способствуя «белой» занятости.

– У нас уже была система, в рамках которой существовал и НДС, и налог с продаж. Она была отменена в период с 1996 по 1999 год. На мой взгляд, проблема состоит в том, что фактически мы двумя налогами обложим один и тот же объект, поскольку оба эти налога – косвенные. Поэтому возврат налога с продаж должен распространяться лишь на те товары, работы и услуги, которые либо не облагаются НДС, либо производители которых не являются плательщиками НДС. Тогда можно говорить о пополнении бюджета за счет налога с продаж, закрывая глаза на то, какой эффект это произведет на производителей и их отношения с потребителями. Полностью переложить торговый сбор на потребителей не получится: цены вырастут, а у нас есть предельный уровень роста цен на период инфляции 4%. Его придется перераспределять между производителем и потребителем, – говорит Илья Быковников.

Однако, по его мнению, ждать резкого разворота налоговой политики в ближайшее время не стоит, ведь дискуссия об оптимизации налогообложения идет в правительственных кругах уже семь лет.

– Все это пока теория. Президент говорил о том, что у нас до 2019 года налоговая система не изменится. Кроме того, надо понимать, что даже если мы федеральным законом примем изменения, они не вступят в силу со следующего дня, – отмечает собеседник.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы