Экономика

«Кремлевский доклад»: кто выиграет, а кто проиграет?

«Кремлевский доклад» приведет к новым санкциям против России, заявил в конгрессе министр финансов США Стивен Мнучин. Напомним, ранее американский Минфин обнародовал доклад о ближайшем окружении президента, крупных российских бизнесменах и государственных компаниях. Кто от этого пострадает, а кто, наоборот, получит преимущества?

 


Валерий Миронов, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ:

– В этом списке находятся руководители госкомпаний. Если они попадут под санкции, например, получат запрет на въезд в США, то это станет ограничением для ведения бизнеса, для заключения сделок. Но по госкомпаниям эту проблему решить можно: их руководителей отправить на почетное повышение, как с Мутко поступили, а здесь назначить новых. От этого бизнес госкомпаний не пострадает.

Что касается бизнесменов, которые попали в «кремлевский доклад» прямо по списку Forbs, то там, конечно, могут быть проблемы. Олигархи, попавшие в список, представляют крупные компании – «Северсталь», «Роснефть» и другие. У многих может быть бизнес в США, им могут заблокировать счета. Но, скорее, это список пока составлен по шахматному принципу: «Угроза страшнее ее исполнения». Санкции пока не введены, а только могут быть введены в случае, если будет происходить что-то, что не устраивает американцев.

Пока можно говорить о чисто психологическом влиянии этого документа: возможно, другие компании будут опасаться заключать с ними сделки, инвестировать совместно с ними на территории России. Потенциальные партнеры при заключении сделок станут намного осторожнее. Главы же крупных частных компаний из этого списка, напротив, вряд ли станут осторожнее. Скорее их потянет на какие-то рисковые действия. В общем-то, это неприятная ситуация, без сомнений.

С другой стороны, есть определенный плюс. У нас ведь выведено за рубеж теми же самыми олигархами порядка двух третей ВВП – немногим меньше триллиона долларов. Возможно, что в преддверии санкций, эти капиталы вернутся в Россию и будут работать здесь. Эта возможность гипотетическая, но она есть. Сейчас будет объявлена новая амнистия, когда можно вернуть в страну капитал, без объяснения его происхождения и с минимальными налогами. Возможно, этим воспользуются многие олигархи из списка. Предыдущая такая амнистия была не очень удачной, но тогда не было такого длинного списка, не было такого давления.

Можно рассмотреть это как попытку рассорить Путина с олигархами. Но, с другой стороны, здесь, внутри России, при внешнем давлении обычно происходит сплочение. Раньше вокруг царя, теперь вокруг президента. Это уж так исторически сложилось. В конечном счете, наступает некая консолидация. И внешнее давление на какое-то время, пока оно не стало невыносимым с экономической точки зрения, может дать и обратные результаты.

В целом это, конечно, неприятно. Это затруднит выход России из рецессии, которая может перейти в стагнацию. По идее, сейчас российская экономика должна была бы быстро расти на фоне девальвации рубля. Мы могли бы здесь создавать экспортно-ориентированные производства, переводить часть цехов обрабатывающей фабрики мира, то есть из Китая, учитывая, что транспортное плечо до Европы здесь гораздо ниже, могли бы производить продукцию с более низкими издержками и экспортировать ее в Европу. Все это должно было вызвать экономический рост, которого пока нет. Пока ситуация стагнационная. Но стагнация может затянуться – в Японии таким образом было потеряно десятилетие.

Нам нужна интерактивная система диагностики экономического роста, которая поможет определить, какие именно условия нужны для возобновления роста. Без диагностики сказать трудно, что именно нужно. Очевидно, что бизнес, попадающий под санкции, должен получать больше возможностей внутри страны. Но раньше, когда единицы попадали под санкции, это, может быть, и было возможно, а когда попал почти весь список Forbs– вряд ли они все получат какие-то преференции. Для этого надо полностью перестраивать все законодательство.

Вообще, когда ухудшаются внешние условия, которые давали возможность бизнесу получать дополнительный капитал для инвестиций, нужно искать новые источники роста. Надо более активно начать работу по усовершенствованию экономической политики. В течение десятилетий российская экономика держалась на росте нефтяных цен, притока нефтедолларов. Не было, на мой взгляд, адекватной экономической политики – зачем, если нефтяные деньги и так приходят и в виде нефтедолларов, и в виде дополнительного притока инвестиций под влиянием этого же увеличения цен на нефть. Сейчас нужно совершенствовать экономическую политику и улучшать условия для ведения бизнеса.

 

Арег Галстян, политолог, кандидат исторических наук, американист, колумнист Forbes, The National Interest, журнала «Россия в глобальной политике»:

– Появление нынешнего списка – не новость. По мнению американцев, Россия нарушает жизненно важные интересы США, ставит под сомнение ее глобальное могущество, соответственно, Россия – это вызов национальной безопасности. И это отмечено в новой Стратегии национальной безопасности США и в новой военной доктрине этой страны. Трамп попал в бюрократическую ловушку: у него в таких условиях нет возможности объяснить Сенату, что отмена санкций ведет к защите национальной безопасности США. Во всех главных документах США говорится прямо противоположное.

Политику США в отношении санкций определяет Конгресс, а там у всех сложилось четкое мнение: Россию надо наказывать, и наказывать тех, кто станет мешать ее наказывать. Каждый, кто попробует помешать, попадет под санкционное давление, будь то бизнесмены в самих Штатах или европейские партнеры, которые страдают от введения санкций против России. Страдает от санкций ведь не только российский бизнес: пострадал и американский нефтяной сектор, который имеет свои интересы в России. Все эти вопросы отложены в сторону. Трампу в такой ситуации остается только сказать: «Я человек мирный, я против санкций, но, извините, не я это определяю, меня обложили со всех сторон». Классическая американская игра в хорошего и плохого полицейского.

Список не санкционный. Но на отношениях двух стран он, безусловно, отразится. Американцы показали масштабы своих возможностей. Они показали, что ни статус людей, ни их состояния не играют никакой роли. Все, кто в этом списке находится, если будет нужно, попадут под ограничения – и против них, и против членов их семей. И неважно, где они, что на кого записано или не записано. Американцы показали, что они прекрасно все знают, у кого какие активы, кто занимает какую позицию, кто у них на особом счету, за кем они наблюдают. Если взгляды и приоритеты во внешней политике России не изменятся, то каждый из списка под потенциальным прицелом.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы