Таможня

Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников

По информации Федеральной таможенной службы России, за 11 месяцев 2017 года доля деклараций, выпущенных центрами электронного декларирования с применением технологии удаленного выпуска, в среднем по ФТС составляет чуть более 20%.

 


Самых высоких показателей добилось Уральское таможенное управление, где почти половина деклараций на товары (ДТ) была выпущена с использованием данной технологии. Меньше всего ДТ удаленно выпустила Калининградская областная таможня – 3,4% от всего декларационного массива. Северо-Западное таможенное управление за указанный период выпустило 16,5% деклараций, используя новую и перспективную технологию.

Несмотря на то, что и ФТС, и бизнес уверены в необходимости дальнейшего развития технологии удаленного выпуска, которая позволит минимизировать человеческий фактор и, соответственно, снизить коррупционные риски, столь невысокие показатели демонстрируют недоверие к технологии, прежде всего, со стороны самих таможенников. Участники ВЭД говорят также о том, что на практике удаленному выпуску нередко препятствует система управления рисками, причем искусственно и излишне. Кроме того, пока ФТС готова удаленно выпускать лишь товары участников ВЭД низкого уровня риска.

 

Технологии надо «продолжать развивать»

Развитие электронных технологий сопряжено, в первую очередь, с созданием системы электронных таможен и концепцией 16 центров электронного декларирования. Хоть эта идея и прогрессивна для таможенной службы, которая славится своим консерватизмом, изначально бизнес-сообщество ратовало за более радикальные перемены, в том числе предлагая создать единую точку входа для подачи ДТ. В таком случае ФТС принимала бы декларацию, например, через сайт таможенного ведомства, откуда осуществлялась бы последующая маршрутизация ДТ по понятному и прозрачному алгоритму в тот уполномоченный таможенный орган, который меньше всего загружен и имеет в запасе как минимум 4 часа на принятие решения по ДТ.

По признанию руководства таможенной службы, ведомство планируют прийти «когда-нибудь» именно к такому алгоритму, однако пока они не доверяют настолько своим информационным ресурсам, боятся проблем и частых случаев выхода программных средств из строя и намерены сначала доработать и усовершенствовать имеющиеся технологии.

Как нам стало известно, в предстоящем году планы по развитию технологий и усилению информационной безопасности у ФТС грандиозные. Так, для перехода к декларированию товаров через электронные таможни ФТС планирует перенести основную нагрузку по хранению и обработке данных с таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений на федеральный уровень в Главный центр обработки данных ФТС России, создав в 2018 году в Москве отказоустойчивый центр обработки данных.

Сейчас каналы связи строятся по административно-территориальному делению: ФТС России связана с региональными таможенными управлениями, РТУ – с таможнями региона, таможни – с подчиненными таможенными постами. При такой структуре в случае проблем со связью между ФТС и РТУ может остановиться работа всего региона. Одновременно ФТС учитывает фактор смещения электронных таможен и таможен фактического контроля к местам налоговой регистрации участников ВЭД и товарным потокам, что делает административно-территориальное деление ненужным.

«Построение «горизонтальных» каналов связи позволит связать центры электронного декларирования и таможни фактического контроля наиболее оптимальным образом, организовать диспетчеризацию деклараций на товары удобным для бизнеса образом, снизить коррупционные риски. Фактически ВИТС ФТС России будет развиваться в форме внутреннего интернета, что снизит риски в работе крупных сегментов таможенной инфраструктуры», – уверены в ФТС.

 

ЦЭДы и РЭТы

На днях руководитель ФТС Владимир Булавин одобрил предложения по организации деятельности региональных электронных таможен (РЭТ) и таможен фактического контроля. В письме ФТС (есть в распоряжении ПРОВЭД) речь идет о структуре как региональной электронной таможни, так и ЦЭД. Документ предусматривает функционирование одного ЦЭД в структуре РЭТ. Сам ЦЭД будет включать как минимум два отдела таможенного оформления и таможенного контроля, в которых таможенники будут работать по сменному графику 2/2, обеспечивая ежедневное функционирование ЦЭД.

Для осуществления контроля ЦЭД будет взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска – с постами фактического контроля по всей стране. Специализированный же ЦЭД будет взаимодействовать с любым постом фактического контроля своей таможни. В связи с тем, что ЦЭД осуществляет документальный контроль только в электронном виде, он сможет взаимодействовать с любым постом фактического контроля, в который декларанту удобно представить документы на бумажном носителе. К сожалению, технология удаленного представления документов на бумажном носителе пока нормативно не урегулирована.

Таможенные посты фактического контроля Федеральная таможенная служба планирует наделить компетенцией в отношении товаров в несобранном или разобранном виде, припасов, а также товаров, помещаемых под процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада и свободной таможенной зоны (последнее – за исключением Калининградской экономической зоны), а также под специальную таможенную процедуру. Кроме того, таможни фактического контроля будут осуществлять контроль после выпуска товаров.

 

Главная проблема – менталитет таможенника

«По мере создания сети ЦЭД необходимо обеспечить внедрение технологии диспетчеризации деклараций на товары, предусматривающей автоматическое направление поданной в информационную систему таможенных органов декларации в ЦЭД в зависимости от категории товара, вида транспорта, места налогового учета участника ВЭД», – говорится в письме таможенной службы.

По мнению экспертов, диспетчеризация ДТ, которая позволит распределять декларации между таможенными органами с учетом их компетенции, загруженности и часовыми поясами, является одним из проблемных вопросом на данном этапе, и до конца не ясно, как эта технология будет реализована на практике. Одновременно участники ВЭД рассчитывают на то, что с введением системы электронных таможен ФТС синхронизирует и индексы таможенной стоимости, которые сейчас могут весьма существенно различаться в разных регионах и таможенных органах.

Помимо информационных и технологических изменений предстоит и переработка правовой базы. В предстоящем году планируется отменить 7 ныне действующих приказов и распоряжений ФТС, которые регулируют вопросы электронного декларирования, авторегистрации, автовыпуска и удаленного выпуска, заменив их единым, интегрированным приказом Минфина. Бизнес-сообщество рассчитывает, что приказ появится одновременно с новым Федеральным законом «О таможенном регулировании».

Кроме того, остается внушительный перечень тех сервисов, которые до сих пор не реализованы в электронном виде. По оценкам экспертов, если при таможенном оформлении порядка 90% операций проводится в «электронике», то в отношении операций, не связанных с декларированием, реализовано лишь 10% электронных сервисов. Подача заявления о выпуске товаров до подачи декларации в электронном виде будет реализована только с 1 июля 2018 года, а заявления на открытие отдельных таможенных процедур, все, что связано с проведением таможенных экспертиз, и целый ряд других операций не подключены к электронному пространству. По свидетельству участников ВЭД, даже электронные таможенные расписки и банковские гарантии таможенники продолжают распечатывать и работают с ними «на бумаге».

«Самая большая проблема, которую нам предстоит решить, – это менталитет самого таможенника. Представить саму ситуацию, когда у них нет бумажек, – это пока тяжело. Все будет зависеть от того, насколько быстро таможенные офицеры изменят свое отношение к электронным документам, как к точно таким же, как на бумажных носителях. Если таможенникам объяснить, что такое блокчейн, убедить их внедрить это в процесс, то с этим главным человеческим фактором можно будут побороться. Но пока практика далека от совершенства и от тех прекрасных идей, которые транслирует ФТС», – уверена советник генерального директора ООО «СВ Трансэкспо» по таможенным вопросам Марина Лякишева.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы