Таможня

Почтовые риски

Федеральная таможенная служба включила в проект федерального закона о таможенном регулировании норму, согласно которой при направлении таможенным органом заказного письма участнику ВЭД письмо считается полученным на шестой день, следующий за днем отправки корреспонденции.

 


Юристы считают введение такой нормы неприемлемой, длительные сроки доставки корреспонденции станут исключительно проблемами бизнеса, апофеозом которых может стать исключение таможенных представителей из реестра даже за копеечную задолженность. Это грозит прекращением бизнеса, так как повторное включение в реестр занимает несколько месяцев.

Например, уведомление об уплате таможенных платежей должно быть исполнено не позднее 20 календарных дней с момента получения. Из-за почтовых проволочек адресат может получить уведомление таможни, когда срок уплаты уже истек. В этом случае таможенный орган может обратить взыскание или наложить арест на имущество, либо на банковскую гарантию «нерадивого» участника ВЭД, приостановить операции по счетам и т.п.

 

Спорное правило «шести дней»

Правило «шести дней» в отношении заказной корреспонденции таможенное ведомство хочет применять к документам, оформленным таможенниками в рамках таможенного контроля, – уведомлениям, актам, решениям и иным подобным документам. Кроме того аналогичное правило ФТС считает необходимым установить в отношении уведомлений об уплате таможенных платежей и уточнений к ним.

«Нынешняя безапелляционная формулировка проекта закона о таможенном регулировании вызывает серьезные опасения. При буквальном толковании этой нормы и в отрыве от иных норм права, длительные сроки доставки почтовой корреспонденции, направленной таможенными органами, станут исключительно рисками и проблемами бизнеса», — комментирует ситуацию директор юридической компании «Магистраль» (группа компаний «Континент») Марианна Чугаева.

Новая редакция закона хоть и рассчитана на приоритет электронного документооборота, но тонкости, как известно, в деталях. Реалии таковы, что надеяться на гарантированное получение электронного документа, в том числе, уведомления об уплате таможенных платежей, пока не приходится.

«Все наши возражения и предложения в ходе согласования разногласий с бизнесом отвергаются ФТС и Минфином со ссылкой на Налоговый кодекс, в котором содержится аналогичная норма про шесть дней. При этом ФТС и Минфин не хотят учитывать, что налоговые органы давно и успешно  взаимодействуют с налогоплательщиками посредством системы электронного документооборота, телекоммуникационных каналов связи, через личный кабинет налогоплательщика. В случае же с ФТС такое электронное взаимодействие не регламентировано, а качество функционирования личного кабинета оставляет желать лучшего. Бизнес готов отвечать лишь за сроки, на которые он может повлиять. После доставки заказного письма в пункт выдачи мы предлагали отсчитывать 6 дней, а уже затем считать, что письмо получено. Но это ведомства не устраивает», — поясняет Марианна Чугаева.

 

Почтовая ловушка

Новая норма ужесточает существующие в таможенном законодательстве правила о шестидневном сроке. Сейчас правила распространяются лишь на случаи, когда адресат уклоняется от получения заказного письма. Та же позиция закреплена и в статье 165.1 Гражданского кодекса РФ в отношении юридически значимых сообщений: сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по зависящим от него обстоятельствам не было вручено, либо адресат с ним не ознакомился.

Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 28 февраля 2001 года № 5 так же установил, что процедура вручения требования признается соблюденной по истечении шести дней со дня отправления по почте независимо от фактического получения только в случае уклонения налогоплательщика от получения требования.

Правительства РФ в своем постановлении от 24 марта 2006 года № 160 утвердило контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения и административными центрами субъектов РФ. Сама Почта России в постановлении указывает, что из пункта А в пункт В срок доставки заказного письма может составлять 11 дней.

 

Как у людей

Что касается опыта иных стран ЕАЭС, то в Республике Казахстан, например, датой уведомления участника ВЭД об исполнении какого-либо требования является дата отметки о получении заказного письма таможни. В случае возврата почтой уведомления из-за отсутствия плательщика таможенный орган устанавливает его фактический адрес и причины невручения почтового отправления. Именно в таком случае достигается основная цель – надлежащее уведомление плательщика, а не просто желание рассчитать некий абстрактный срок и утверждать, что документ получен. Кроме того в Казахстане не исключают из реестра таможенных представителей, а лишь приостанавливают их деятельность при возникновении подобных проблем. При исправлении же ситуации статус таможенного представителя автоматически восстанавливается. ФТС России, к сожалению, вводить аналогичный порядок категорически отказывается, ничем свой отказ не мотивируя.

«Я, конечно, понимаю, что мы пишем свое законодательство, и законодательство союзной страны нам не указ, но идя по пути интеграции в рамках ЕАЭС, нельзя допускать такие различия в регулировании деятельности идентичных институтов в разных союзных государствах», — заключает Марианна Чугаева.

 

Фото: www.q4solutions.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы