Общество

Борьба вокруг Пулковской обсерватории продолжается

Проект микрорайона «Планетоград» на Пулковских высотах, одобренный губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко в 2014 году, обещал многое: дольщикам – жилье, городу – инвестиции, жителям – рабочие места, обсерватории – модернизацию. Результат оказался противоположным: стройка признана незаконной, дольщики стали заложниками ситуации, многие сотрудники обсерватории уволены, само ее существование – под вопросом, а репутация власти подмочена очередным скандалом.

 


К звездам сквозь тернии

Борьба вокруг Пулковской обсерватории разгорелась больше года назад, одновременно с конфликтом по поводу Исаакиевского собора. Сегодня в ней наметился перелом. Градозащитная активистка Наталия Сивохина считает, что между этими двумя историями – немало общего.

– Пулковская обсерватория тоже воспринимается как символ города. То, что ее собираются закрыть как действующий научный центр, стало шоком для многих, причем не только петербуржцев, но и людей по всей стране и даже за рубежом, – говорит она.

Тема сохранения научных, образовательных и культурных учреждений традиционно является в Петербурге болезненной. В последние годы горожане стали свидетелями громких общественных кампаний в защиту Военно-медицинской академии, больницы №31, Издательско-полиграфического техникума, Европейского университета и других. В каждом из этих конфликтов вопрос о ценной земле и недвижимости играл немаловажную роль. За планами «оптимизаций» неизменно усматривали чьи-то коммерческие и коррупционные интересы.

На первый взгляд, аргументы противников стройки выглядят парафразом кантовской максимы: «Звездное небо над нами, нравственный закон внутри нас». Но в действительности речь идет о вполне земных интересах научного сообщества, коллектива обсерватории и местных жителей.

Жилой комплекс «Планетоград», строительство которого ведет компания Setl City, помешает астрономическим наблюдениям. Наступление города на защитно-парковую зону обсерватории, которая с конца 40-х годов была заповедной для строителей, приведет к «засветке» ночного неба, а это, в свою очередь, сделает невозможным существование обсерватории как действующего научного центра.

Несмотря на живописный вид (ансамбль в стиле классицизм был построен в 1839-м, разрушен немецкими бомбежками и восстановлен в неизменном виде после войны), Пулковская обсерватория не является музеем под открытым небом. В 2010-м году в ее штате числилось 330 сотрудников, многие из которых живут в той же местности. Научная деятельность обсерватории охватывает все направления фундаментальных исследований современной астрономии.

– Setl City строит не элитное жилье, а бюджетное, – говорит Наталия Сивохина. – В районе обсерватории, несмотря на пролегающее рядом шоссе, чистый воздух. Это, а также относительная близость к городу делает строительство крайне выгодным. Проект «Планетоград» очень масштабен – если он будет реализован, то в непосредственной близости от обсерватории вырастет жилой комплекс, хотя и малоэтажный, но с очень большим населением – около ста тысяч человек. Пока битва идет вокруг первого квартала – это «пробный шар». Если история закончится плохо, за ним появятся другие.

 

Звездные войны

Странная история продажи земли на Пулковских высотах началась в 2014 году. Для строительства в защитной зоне требовалось согласие ученого совета обсерватории. Однако Георгий Полтавченко и израильская девелоперская компания «Моргал» подписали инвестсоглашение о строительстве микрорайона «Планетоград» в рамках Петербургского международного экономического форума, не спрашивая мнения астрономов. «Жители «Планетограда» смогут найти себе хорошую работу с достойной заработной платой», – пообещал тогда губернатор. Но на практике все вышло иначе.

В октябре 2016 года вновь избранный – 129 голосами против 126-ти – директор обсерватории Назар Ихсанов единолично подписал разрешение на строительство жилого массива. По его словам, астрономические наблюдения можно вести и дистанционно, используя наблюдательную площадку на Кавказе, а Пулково «переформатировать» в учебный центр. Решение раскололо коллектив ученых. В феврале 2017 года 127 сотрудников обсерватории вынесли Назару Ихсанову вотум недоверия и потребовали его отставки. В ответ директор обвинил коллег в консерватизме. В течение года около пятидесяти оппонентов Назара Ихсанова были под разными предлогами уволены из обсерватории.

– Я подозреваю, что в этом решении была какая-то коммерческая составляющая, – говорит Наталия Сивохина. – Ихсанов действовал без решения ученого совета. Это была деятельность, направленная на развал обсерватории. В числе уволенных оказались молодые ученые с высоким индексом цитирования. Нельзя сказать, что сотрудники молчат. Но кого-то убрали, кто-то борется, а кто-то вынужден был уйти.

По оценке директора обсерватории, развитие наблюдательного центра в Кисловодске потребует вложения 3 миллиардов рублей. Однако до сих пор неясно, будут ли выделены эти средства. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), ведающее имуществом Российской академии наук, в феврале 2017 года требовало у Назара Ихсанова отозвать разрешение на строительство «Планетограда».

Недовольны стройкой и жители поселка Пулково – они боятся усиления пробок на шоссе и увеличения нагрузки на инфраструктуру.

 

Суд – не указ

29 ноября противники строительства одержали важную победу. Она может свидетельствовать об изменении позиции властей в отношении проекта «Планетограда». Куйбышевский районный суд признал разрешение на строительство первой очереди жилого комплекса незаконным. 12 декабря он же принял обеспечительные меры по иску, запретив строительство объектов. Однако, по свидетельству общественников, стройка продолжается. Хотя в Госстройнадзоре и в самой компании заявляют, что в «Планетограде» ведутся консервационные работы.

– В воскресенье мы провели народный сход и инспекцию. У нас есть видео и фотографии, доказывающие, что они работали, – говорит Наталия Сивохина. – Благодаря присутствию депутата Бориса Вишневского нам удалось увидеться с представителем фирмы. Он заявил нам, что это идет консервация объекта, но мы в это не верим. Большая часть этажей уже достроена. Сейчас они пытаются достроить все до конца. Во время суда стройка пошла стахановскими темпами. Дольщики оказались заложниками этой ситуации. Я надеюсь, что суд высшей инстанции оставит решение районного суда в силе и в должной мере учтет тот факт, что застройщик не соблюдал его.

Если спорная стройка не прекратится, люди готовы лечь под бульдозеры.

– Возможны разные варианты развития событий, – продолжает активистка. – Мы не исключаем никакого. Система устроена так, что пока люди не становятся на пути у техники, ничего не получается.

– Сегодня на кону существование научного центра, в других случаях это парки и скверы. И, к сожалению, всегда получается так, что на первом месте стоят интересы коммерческих структур, а не людей. Да, город должен развиваться, а не деградировать. Но решать, как будет выглядеть их район, должны горожане. У нас же происходит профанация общественных слушаний. Жители приходят, подают поправки, говорят: «Оставьте нам этот парк или сквер», – но их мнение игнорируют. Территорию города власти и застройщики воспринимают как землю, из которой надо выжать максимальную прибыль. Если государство докатилось до того, что мы продаем все с молотка, значит, история этого государства заканчивается, – считает Наталия Сивохина.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы