Экономика

Кому на самом деле принадлежат золотовалютные резервы Центрального банка?

Кто на самом деле является собственником золотовалютных резервов, существует ли риск их ареста, можно ли «вложить» их в экономику? Об этом и не только рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.

 


Нефть в обмен на масло

Откуда у Центрального банка РФ берутся золотовалютные резервы? Все начинается с того, что некая компания – пусть это будет условная «Русская нефть» (совпадения в названии случайны) – продает свой продукт на экспорт, получая за него 100 долларов. Эти 100 долларов приходят в Россию и попадают на счет нашей условной «Русской нефти» в таком же условном «Русском банке» (не путать с Центральным банком РФ).

Что сделает с этими долларами «Русский банк»? Он продаст их Центральному банку РФ, получив за них рубли, или разместит там эти же сто долларов на хранение. «Русской нефти» достаточно знать, что в любую минуту «Русский банк» заплатит эти 100 долларов тому, на кого «Русская нефть» укажет, а где именно находятся эти сто долларов в каждый конкретный момент, «Русскую нефть», по идее, не интересует. Иначе она не отдавала бы эти деньги в банк, а спрятала бы их в укромном месте.

Что будет дальше? А дальше условная компания «Русский сыр» решает купить какой-то продукт, например, пальмовое масло, где-то в Индонезии. Для этого ей нужно 90 долларов. Где компания их возьмет?

«Русский сыр» придет в «Русский банк» и за рубли (по нынешнему курсу понадобится около 5400 рублей) купит необходимые ей 90 долларов. «Русский банк», конечно же, с удовольствием продаст «Русскому сыру» 90 долларов. Где он их возьмет? Купит у других экспортеров (или у других банков), выдаст «Русскому сыру» – и 90 долларов отправятся в Индонезию, а в Россию поедет пальмовое масло, чтобы в итоге превратиться в «сырный продукт». Сколько долларов пришло в Россию? Правильно, 100. Сколько ушло? Правильно, 90. Сколько будет 100 минус 90? Правильно, 10.

Разница между суммами экспорта и импорта, 10 долларов, осталась на счетах в коммерческих банках, а банки держат эти деньги в Центральном банке РФ. То есть «золотовалютные резервы» в нашем случае – это деньги экспортеров (и вообще всех, кто купил валюту и держит ее на банковском счете внутри страны), а вовсе не средства Центрального банка РФ.

 

Размер резервов – не показатель успеха сам по себе

Здесь может возникнуть вопрос: если резервы увеличиваются, это хорошо или плохо? В последнее время золотовалютные резервы в России увеличиваются, значит, наша экономика улучшается, разве нет?

Не обязательно, ответит экономист. Новые доллары в резервах Центрального банка РФ появляются, когда условная компания «Русская нефть» увеличила свою выручку (за счет роста объемов экспорта или повышения на мировом рынке). Когда граждане (и компании) продали принадлежащие им доллары и купили рубли. И когда компания «Русский сыр» импортировала меньше пальмового масла, потому что столкнулась с падением спроса потребителей на свой продукт.

То есть рост резервов может отражать рост экспорта и рост доверия к рублю, а может отражать падение доходов и связанное с ним сокращение внутреннего рынка, производной от которого становится падение импорта. Именно это сейчас мы и наблюдаем в российской экономике.

Политическому руководству кажется, что оно нашло философский камень роста, связанного именно с уменьшением (а не увеличением) доходов населения. Сокращение доходов (и расходов) граждан в глазах начальства коррелируется с увеличением резервов Центробанка, а рост этих резервов начальник воспринимает как главный признак стабильности и успеха. В результате падения доходов простые люди продают свои маленькие долларовые сбережения – замечательно, говорит начальник, вот она «дедолларизация экономики» в действии, и главное – растут наши резервы! Но в данном контексте рост резервов Центробанка никак не свидетельство экономического роста. Напротив, именно так выглядит экономическая стагнация.

 

Аварийный запас

Еще раз. Золотовалютные резервы – это средства российских экономических агентов, компаний и частных лиц – владельцев иностранной валюты. А Центральный банк РФ просто управляет этими средствами. Управляет таким образом, чтобы иметь возможность в любой момент времени, первое – обеспечить возврат этих средства конкретному владельцу; второе – сделать так, чтобы импортеры могли приобретать товары даже в том случае, если приток нефтедолларов в страну меньше, чем потребности в импорте (тогда Центробанк продает валюту за рубли, но, естественно, курс доллара растет, потому что долларов не хватает); третье – в случае начала паники на валютном рынке Центральный банк РФ может начать скупать рубли за валюту, чтобы поддержать курс рубля.

Для тех, кто не понял: «золотовалютные резервы» – это не собственность Центрального банка РФ. Главный банк страны может их использовать только для поддержания платежного баланса страны и обеспечения устойчивости рубля.

Все эти «миллиарды долларов резервов» сложены из копеечек каждого гражданина России. И главная задача Центрального банка – обеспечить сохранность этих резервов, в первую очередь. Можно сказать, что это аварийный парашют или неприкосновенный запас, резерв на самый крайний случай.

 

Осторожность – мать мудрости

Именно поэтому Центральный банк РФ, будучи не собственником, а всего лишь распорядителем этих средств, обращается с ними максимально осторожно и консервативно. Поэтому невозможны никакие «вложения резервов в экономику». Прежде всего потому, что с точки зрения любого банка, в том числе Центрального банка РФ, нет никакой абстрактной «русской экономики». Но есть конкретные бизнес-проекты, связанные с интересами обогащения совершенно конкретных людей. И эти проекты могут быть успешными, а могут и не быть.

Допустим, Центральный банк РФ, поддавшись на уговоры какого-нибудь космического начальника, профинансирует проект «Из пушки – на Луну», придуманный в компании «Русский космос», благодаря которому Луна должна обернуться золотым дождем, проливающимся на Россию. Но в результате выяснится, что пушка выстрелила «не туда» и золотой дождь пролился исключительно в карманы идеологов и подрядчиков удивительного бизнес-плана.

Что должен будет сказать Центральный банк РФ, когда «Русский сыр» и «Русская нефть», то есть импортеры и экспортеры, придут к нему за своими долларами? Денег нет, хорошего вам настроения? Нет, Центральный банк РФ так не скажет, он просто напечатает рубли, купит за них доллары у тех, кто захочет продать их по очень высокому курсу, отдаст собственникам валюты («Русской нефти», например), а мы получим инфляцию, падение импорта и доходов.

Поэтому Центральный банк РФ вкладывает средства в самые ликвидные и надежные финансовые инструменты, выраженные в валюте. То есть в государственные обязательства и «физическое» золото. Из общей суммы резервов, доступной Центральному банку РФ, на золото приходится 17%, или $73,4 млрд. Больше половины резервов – $252 млрд – вложено в ценные бумаги зарубежных стран. И поскольку самый ликвидный инструмент в мире – это казначейские облигации США, а доллар – самая большая валюта по доле в международных расчетах, получается, что золотовалютные резервы – почти 40% – «вложены» в доллары. По данным американского казначейства, только в US Treasuries на 1 октября 2017 Центральный банк РФ хранил $103,9 млрд. В наличной форме – на банковских депозитах – Центробанк держит $82,8 млрд.

 

Золото не деньги

Кроме того Центральный банк РФ держит изрядную долю резервов в золоте. Он является крупнейшим покупателем этого металла на планете, приобретая больше, чем все остальные Центробанки вместе взятые. Правда, остальные Центральные банки «в золото» просто не играют. Золото – это не деньги, и оно совершенно не нужно Центробанкам для валютных интервенций. Зачем покупает золото Центральный банк РФ? Не иначе как из-за опасения ядерной войны. Правда, не очень ясно, что он будет с этим золотом делать, после того, как столицы мировых держав будут превращены в радиоактивный пепел.

 

Несущественный риск

Впрочем, в последнее время популярной стала версия о том, золотовалютные резервы России могут быть «арестованы» и вот тут-то золото себя покажет.

В теории такой риск существует. Однако арест резервов будет, в первую очередь, означать паралич внешнеэкономической деятельности России. Более того, как «вещь в себе» он невозможен, поскольку будет означать и эмбарго на экспорт российской нефти – в случае «ареста» резервов импортеры просто не смогут рассчитываться с «Русской нефтью» за поставленный продукт. При этом большого смысла в таких действиях нет. Несмотря на запредельно агрессивную внешнеполитическую риторику, Россия исправно поставляет на мировой рынок нефть и газ, так же исправно покупает продукцию европейских машиностроителей и предметы роскоши, московские идеологи «противостояния Америке» продолжают скупать недвижимость на условном «Западе», а их наследники транжирят миллионы долларов на элитных европейских курортах.

 

Кто в доме хозяин?

И в завершение еще раз повторю ответ на вопрос, кому принадлежат «золотовалютные резервы». Активы любого банка (включая Центральный банк РФ), в том числе золото, принадлежат вкладчикам этого банка. Таковыми вкладчиками применительно к Центральному банку РФ являются все держатели наличных рублей (с точки зрения экономической теории, наличные деньги – это беспроцентные депозитные сертификаты на предъявителя). Кроме того, все, кто имеет счета в российских банках, которые держат часть своих активов в Центральном банке РФ, также являются его вкладчиками. Третий «вкладчик» – это правительство, которое держит средства на казначейских счетах в Центробанке. При этом на долю физических и юридических лиц приходится больше половины этих активов. Так что собственники золотовалютных резервов России – это мы с вами. А почему мы все еще не миллиардеры? Так это не у Центрального банка надо спрашивать.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы