Экономика

Как биткоин изменит мир

На этой неделе аналитики Goldman Sachs в заметках для своих клиентов предсказали, что цена биткоина может подняться до $8 тысяч. В минувший четверг, 2 ноября, была пробита отметка в $7 тысяч. Хотя всего три недели назад «биток», как в России фамильярно называют главную мировую криптовалюту, оценивался в $6 тысяч. А 3 сентября биткоин еще можно было купить и вовсе за $5 тысяч.

 


Новый рекорд

В начале сентября власти Китая запретили местным компаниям проводить ICO, то есть привлекать средства в криптовалюте. Биткоин тут же потерял без малого 20% стоимости, купить его было можно за $4,5 тысячи.

Но как только выяснилось, что запрет этот временный и будет снят после того, как китайские власти разработают правила проведения ICO, курс криптовалюты вновь пошел вверх. Китайский рынок для биткоина – принципиальный. До 60% всех обменных операций с биткоином приходится на китайский юань, еще 30% – на доллар США, далее идет обмен на евро, британский фунт стерлингов и остальные валюты вместе взятые.

И уже 2 ноября биткоин торговался на отметке в $7 тысяч. Заявление CME Group, крупнейшего в мире оператора фьючерсных бирж, о том, что торговля контрактами на биткоин-фьючерсы начнется уже четвертом квартале 2017 года, то есть «почти сейчас», спровоцировало очередной виток спроса на криптоденьги.

 

Горькая обида

Жалеете, что не купили «биток» (или его часть), когда он стоил хотя бы две тысячи долларов? Так пусть вам будет совсем обидно: четыре года назад, в ноябре 2013 года, один биткоин можно было купить за 30 тысяч рублей. Правда, это были другие рубли, с тех пор цена на нефть и внешняя политика опустили курс российской валюты вдвое.

Однако биткоин, как продемонстрировала история, в последние годы оказался единственным активом, обладание которым превратило множество обычных людей в мультимиллионеров. Такие истории сегодня являются любимой темой американской прессы, которая с удовольствием рассказывает о различных персонажах, еще в конце нулевых купивших по смешной цене в несколько центов несколько тысяч «электронных» денежных единиц и в один прекрасный день проснувшихся богатыми.

Но если вы страдаете из-за собственной глупости, то представьте себе, какие чувства испытывают люди, упустившие шанс совершить сделки с биткоинами в 2010 году. Например, энтузиаст майнинга криптовалюты Ласло Ханеч из Флориды 22 мая 2010 года приобрел 2 пиццы, заплатив 10 тысяч биткоинов (примерно $25 на тот момент). Этот случай считается первым в истории, когда критптовалюта была «превращена» в настоящий товар.

Впрочем, настоящим рубежом массовой популярности для биткоина стал не 2017, а 2013 год. За 2017 год биткоин вырос больше чем втрое, а в 2013 году курс криптовалюты поднялся в сто раз. Наверняка в России есть умные люди, заплатившие в январе 2013 года по десять долларов за биткоин и сейчас подсчитывающие миллионы. Правда, этих людей мы не знаем. Анонимность владельцев криптовалют – один из факторов, делающих биткоин столь привлекательным.

 

Плохая новость о деньгах

Криптовалюты – одна из самых модных тем экономической аналитики. И одновременно – одна из самых «мутных». Биткоин и все что с ним происходит – это рождение мира каких-то новых денег или очередная финансовая пирамида, которая поддерживается лишь ажиотажным желанием людей заработать много и быстро? Одни эксперты говорят, что криптоденьги – это наше будущее. Другие отвечают, что это всего лишь виртуальная игра, а настоящие деньги – это те, которые «эмитируют» центральные банки.

У меня есть для вас плохая и хорошая новость. Первая – плохая: с чего вы взяли, что банки «эмитируют» какие-то «настоящие деньги»? Все современные деньги в мире – это не более чем «долговые расписки». Еще пятьсот лет назад они представляли собой обязательство заемщика рассчитаться с кредитором «настоящими» деньгами, чаще всего золотом. Но в какой-то момент стало понятно, что без реальных денег можно обойтись, – достаточно, чтобы заемщик, взяв в руки такую расписку, фактически принял на себя обязательство компенсировать свой долг кредитованием других заемщиков. Расписки были унифицированы и приняли форму банковских билетов.

kriptovaluta 1Надежда на налог: в России майнеры – вне законаДо эпохи кредитных денег продавцу по большому счету не было разницы, кто именно протягивает ему золотую монету – важна была только подлинность этой монеты. Сейчас, когда нам протягивают банковский билет, у нас возникают еще вопросы: кто, где и на каких условиях согласится принять у нас эту долговую расписку в дальнейшем? Мы ведь не знаем, кто именно «должен» будет нам передать товары или услуги в обмен на бумагу с надписью «100 рублей», «100 долларов» или «100 франков». В случае работы с такими «долговыми расписками» вы должны убедиться в надежности заемщика, долг которого фактически «служит» вам деньгами. Но мы по умолчанию предполагаем, что банк, выдавший кому-то эти «долговые расписки», тем самым подтверждает, что где-то существуют и товары, которые мы можем обменять на эти «расписки», и люди, которые готовы эти «расписки» принять в уплату за товары.

Но когда эти «долговые расписки» унифицированы банковской системой, это значит, что используя банковские билеты, вы фактически отдаете контроль за качеством заемщиков банку. То есть ценность этой долговой расписки определяется авторитетом выпустившего ее банка и проводимой им политикой. Как точно заметил российский экономист Сергей Журавлев, «многие уверены, держа в руках билет Банка России или Федеральной резервной системы, что именно эти учреждения и являются «эмитентами» этих долговых обязательств». С точки зрения экономической теории, это не так. На самом деле Центральные банки (и любые другие банки) являются только посредниками, «вклинившимися» между конечными заемщиками и кредиторами. И это новость плохая. Потому что банки могут ошибаться в оценке качества заемщиков.

 

Хорошая новость

Но вот новость хорошая, и она называется «биткоин». Сила и привлекательность биткоина заключается в том, что за «подлинность» этой единицы отвечает не административная структура, то есть банк, а миллионы вычислительных систем по всему миру, объединенные в сеть. Упрощенно говоря, защитой от «фальсификации» биткоина служит сама технология его создания, которая позволяет прослеживать все до единой операции с этой учетной единицей. Вы технологически не можете «напечатать биткоин», не сделав его частью уже существующей цепочки транзакций. И теоретически возможное создание каждого нового биткоина «в обход системы» требует такого количества вычислительных мощностей и расхода электроэнергии, что делает эту овчинку не стоящей выделки.

О технологическом содержании биткоина можно рассказывать очень долго. Нам важен его экономический смысл. Биткоин – учетная единица, «подлинность» (не стоимость) которой защищена технологически и не зависит от политических решений. Так и «подлинность» золота определялась в свое время технологиями, а стоимость его на рынке во многом зависела уже от политики и экономики. А «подлинность» бумажных, долговых денег – это экономика и политика в гораздо большей степени.

Биткоин – это все равно что наличные, причем не зависящие от государства и его налоговой и прочей политики вмешательства в частную жизнь подданных. Кстати, изначально биткоин называли «электронной наличкой».

 

Время зарабатывать

Что говорит в пользу грядущего торжества биткоина? Оппоненты биткоина указывают на очевидную «слабость» криптовалюты, утверждая, что она не может быть инструментом сохранения стоимости. Дескать, даже сервисы, которые принимают оплату биткоином, устанавливают цену, привязанную к существующим национальным валютам. Это сейчас биткоин дорожает, обогащая его владельцев, а что будет, если его цена вдруг также резко упадет? Так написано в школьном учебнике по экономике – деньги выполняют четыре основные функции: средства определения стоимости, средства учета задолженности, средства учета при товарообмене при товарообмене и средства накопления капитала, или сохранения стоимости.

И аргументы против биткоина были бы верны, если бы современные долговые деньги несли функцию сохранения стоимости. Но это не так.

Еще полвека назад мировая экономика перешла к другой модели развития, потребовавшей от денег новых свойств для исполнения ими своих функций. До 1970-х годов прошло века человеческий труд по сравнению со стоимостью фиксированных активов и ресурсов, то есть стоимостью заводов, пароходов, золота, земли и так далее, стоил очень немного. Но в конце ХХ века стоимость труда относительно стоимости капитала стремительно выросла. Благодаря технологиям способность «реальных» активов приносить добавленную стоимость стала снижаться – все больше требовались «мозги», способные заставить работать «машины». Рост стоимости труда сформировал значительный «трудовой капитал», выраженный как в виде сбережений, так и в виде обязательств – социальных и пенсионных. И главное – существенно выросли и скорости экономических транзакций, и одновременно – возможности совершать очень сложные транзакции. Вырос товарообмен, а значит, от денег потребовалось увеличение скорости их оборота. Но как вовлечь в оборот деньги, представленные в виде натурального капитала? Ответ очевиден: необходимо создать условия, в которых пассивное накопление капитала приносит убытки, в сравнении с его активным (и рискованным) использованием.

Не думайте, что это стало результатом какого-то заговора. Это объективное желание людей жить лучше и желание предпринимателей предложить им для этого новые услуги и товары, максимально мобилизуя человеческий капитал. Ведь если люди смогут жить «на ренту» от вложенных средств, они объективно утратят мотивацию к активному труду и инвестициям.

И биткоин решает исключительно важную экономическую проблему. С одной стороны, он создает неслыханные ранее возможности для молниеносных транзакций между участниками экономического процесса без участия банков-посредников. С другой стороны, он мотивирует банковскую систему к повышению своей эффективности. Криптовалюта может подешеветь? Вполне вероятно. Подорожать? Тоже вероятно. Сейчас нас будет ждать всплеск конкуренции между компаниями, которые смогут использовать технологию блокчейна для снижения своих издержек. Значит, у нас появятся «новые миллионеры», деятельность которых будет мотивировать «старых богачей» к развитию технологий. В современном мире у нас больше не получится «копить» – биткоин и блокчейн будут заставлять нас зарабатывать. А заработать можно будет много.

 

Автор – экономист Дмитрий Прокофьев

Мнение в «Авторской колонке» может не совпадать с позицией редакции

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы